» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Абалян Элина Камовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Критерии самооценки некоммерческих организаций
Дата публикации: 6.11.2018
УДК 338
КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Абалян Элина Камовна
студентка 4 курса
учетно-финансового факультета
Научныйруководитель: Клишина
Ю.Е.
к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело,
Ставропольский
государственный аграрный университет, г.Ставрополь
Аннотация. В статье
приводятся результаты исследования возможностей применения самооценки в
управлении качеством услуг некоммерческой организации, предлагается авторское
определение некоммерческой организации в контексте ее роли в системе
общественного воспроизводства, продукта некоммерческой организации,
обосновываются критерии самооценки некоммерческой организации.
Ключевые слова:
некоммерческая организация, продукт некоммерческой организации, управление
качеством, самооценка, критерии самооценки.
Любопытную
хронологию предложил Лестер М. Саламон,
профессор университета Джонса Хопкинса. XVIII век,
отмечает он, дал начало представительной власти, XIX - стал веком бюрократии, а
открытием второй половины XX века явился некоммерческий сектор. Исследователь
считает, что «мы находимся в центре чрезвычайно важного всемирного
преобразования». Саламон называет его «глобальной
революцией общественных союзов (global associational revolution)»,
характеризуемой взлетом организованной частной некоммерческой деятельности во
всем мире.
Управление
качеством - это новая тема для некоммерческого сектора, которая в последнее
время становится все более важной. Вопросы управления качеством актуальны для
тех некоммерческих организаций, которые достигли определенного уровня развития
и профессионализма, внедрение управления качеством, для которого это не «само
по себе», а инструмент для достижения целей.
Растущая
конкуренция за ресурсы между некоммерческими организациями, которые обострились
во время кризиса, эволюция концепции благотворительности в отношении социальных
инвестиций требует от НКО максимального социального эффекта с рациональным
использованием ограниченных ресурсов общества.
Чтобы успешно продемонстрировать обществу позитивные
изменения, произошедшие в результате деятельности, НКО нуждаются в широком
спектре навыков и способностей, из которых наиболее важными являются:
способность «работать на результат», анализировать их деятельность с точки
зрения достижения запланированного результата; готовность к эффективному
общению с заинтересованными сторонами, готовность к социальному партнерству;
способность создавать уникальные социальные услуги; генерировать процессы развития гражданского общества
(включая волонтерскую деятельность, самоорганизацию граждан и т. д.);
эффективно использовать инструменты управления.
Самооценка
выступает в качестве инструмента улучшения, поскольку процесс самооценки
позволяет НКО четко видеть свои сильные стороны и области, где они могут
совершенствовать, интегрировать результаты в запланированные мероприятия по
улучшению.
Так, Галеев В.И. предлагает рассматривать под самооценкой «вид
сопоставительного анализа деятельности организации в сравнении с какой-либо
моделью, эталоном».
Конка М.Г.
понимает под самооценкой постоянное средство выявления скрытых, незаметно
подкрадывающихся организационных напряжений, с одной стороны, и важный элемент
выработки инновационных планов и получения конкретных решений по снятию
напряжений - с другой.
Самооценка,
по Т. Конти, - это «анализ способности организации
решать свои основные задачи и достигать своих целей, в частности, возможности
сохранять и повышать конкурентоспособность при изменении внешних условий».
В рамках
самооценки НКО мы предлагаем понять систематический, стандартизированный,
организованный организацией процесс оценки НКО заинтересованными сторонами в
соответствии с критериями, достаточными для обоснованного заключения о его
уровне зрелости и определения областей для улучшения.
Предлагаем
придерживаться подхода Т. Конти - проводить
оценивание в направлении «от результатов к причинам» в целях диагностирования
не только настоящего положения дел в НКО, но и выявлении причин проблем.
Основной
задачей самооценки НКО является определение параметров деятельности, оценка
которых будет достаточной для обоснованного вывода об уровне развития НКО.
Именно с
введением в анализ концепции третьего сектора начинают складываться
теоретические модели, описывающие характер и функции некоммерческих организаций
в области общественного воспроизводства. Акцент сместился на «смешанный»,
двойной экономический и организационный характер сектора, поскольку организации
третьего сектора занимают среднюю позицию между формальными и неформальными
институтами, демонстрируют отсутствие обычной экономической организации для
получения прибыли с четкой рыночной ориентацией в производство услуг,
использование денежных и не денежных механизмов для поддержания собственной
деятельности.
Исследователи
четко выделяют третий сектор из двух других секторов общества. «Основное
различие между производством и сферой и третьим сектором заключается в
отношении к экономическим выгодам. Для компаний основной проблемой является
прибыль; Эта цель определяет логику компаний. Третий сектор начинает
экономическую деятельность ради своей социальной ценности: доход здесь не
является целью. «Представляя деятельность некоммерческих организаций,
экономический компонент служит инструментом для достижения положительного
социального эффекта. Разница между третьим сектором и государственным сектором
заключается в том, что «третий сектор представляет собой социальный интерес в
более узком и более конкретном смысле, чем общественный интерес и активность в
общественной сфере, проводимые для общего блага, чтобы удовлетворить
потребности всех граждане. Деятельность третьего сектора очень мотивирована, а
в некоторых случаях связана с очень узкими специальными группами.»
Миссия и
уставные цели НКО определяют приоритет общественного блага. Частные блага в
виде нематериальных платных услуг, предоставляемых НКО, играют второстепенную
роль в деятельности НКО. НПО имеет право заниматься коммерческой деятельностью
в объеме, необходимом для более эффективного выполнения уставных задач.
Очевидно,
критериями самооценки НКО будут выступать «Качество первичного продукта» и
«Качество дополнительного продукта».
Исследователи
социального капитала обосновывают связь миссии НКО с приращением социального
капитала. В.Э. Гордин отмечает разнообразие целей
деятельности некоммерческих организаций, но все они в конечном итоге
способствуют росту «социального капитала общества».
Во-первых,
некоммерческий сектор преобразует накопленный социальный капитал в необходимые
общественные блага.
Так, А.
Кришна полагает, что для доступа граждан к государственным и рыночным
структурам необходим не только социальный капитал, накопленный на уровне
отдельно взятой общности, но и «посредники» - лица или организации,
мобилизующие существующие социальные сети и нормы для достижения определенных
целей. Они (некоммерческие организации) «превращают фонд социального капитала в
поток необходимых населению коллективных благ».
Во-вторых,
существование и масштабы функционирования некоммерческого сектора выступают в
качества индикатора состояния социального капитала. Основной миссией
некоммерческой организации являются социальные изменения.
В-третьих,
некоммерческий сектор порожден социальным капиталом той или иной общности.
Согласно А. Селигману, доверие - это неотъемлемый
компонент всех продолжительных социальных отношений. В рамках теории доверия
некоммерческие организации определяется в качестве элементарной единицы
доверительных отношений. Таким образом, накопленное доверие в форме социального
капитала посредством коллективных действий в целях создания некоего
недостающего общественного блага трансформируется в некоммерческую организацию.
В-четвертых,
качество социального капитала некоммерческой организации (внутренний социальный
капитал) выступает одним из показателей качества некоммерческой организации.
Так, в управлении качеством произошел переход от парадигмы отдельных трансакций
по поводу товара к парадигме отношений.
В-пятых,
деятельность некоммерческих организаций способствует приращению социального
капитала. Так, В.Э. Гордин отмечает разнообразие
целей деятельности некоммерческих организаций, но все они в конечном итоге
способствуют росту «социального капитала общества».
Таким
образом, предлагаемые критерии самооценки НКО, отражающие специфику его
характера: социальное взаимодействие и доверие, управление и развитие,
человеческий капитал, финансовая независимость, материальная и техническая
поддержка, качество первичного продукта, качество дополнительного продукта,
удовлетворение заинтересованных сторон.
Перечень
оправданных нами критериев может быть использован в качестве основы для метода
самооценки деятельности НКО.
Список литературы:
- Александр, Борисов Комментарий к ФЗ "О некоммерческих организациях" (постатейный) / Борисов Александр. - М.: Юстицинформ, 2016. - 557 c.
- Гамольский, П. Ю. Некоммерческие организации. Образцы документов (договоры, протоколы, положения, акты и другие) / П.Ю. Гамольский. - М.: Книга и бизнес, 2017. - 272 c.
- Макальская Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность / Макальская, М.Л. и. - М.: Дело и Сервис; Издание 5-е, перераб. и доп., 2014. - 768 c.
Комментарии: