» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Каминская Александра Александровна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность предприятий

Статья просмотрена: 23 раз
Дата публикации: 8.11.2018

УДК 338.28

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Каминская Александра Александровна

Федеральное Государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Калужский Государственный университет им. К. Э. Циолковского», галуга

 

Аннотация. Данная статья представляет собой анализ влияния инновационных технологий на конкурентоспособность организации. Поднимаются вопросы менеджмента, ответы на которые способствуют выбору правильной стратегии развития.

Ключевые слова: инновация, предприятие, организация, ресурсы, стратегия.

 

Для большинства предприятий в наши дни стоит задача остаться на плаву и обеспечить свое непрерывное развитие, так как конкуренция на рынке растет с каждым днем. Для достижения данной цели каждое предприятие выбирает свой способ, принимая во внимание ситуацию на рынке. Наиболее распространенный способ-реализация конкурентных преимуществ. В век, когда активно развиваются наукоемкие отрасли, одним из конкурентных преимуществ выступает внедрение инновационных продуктов в процесс производства товаров и услуг. Для организаций постоянно актуальна проблема создания новых источников конкурентных преимуществ, которые способны отвечали на вызовы научно-технического прогресса и постоянно растущие потребности общества.

Инновационные технологии играют ведущую роль в совершенствовании производственного процесса и условий реализации, они создают основные конкурентные преимущества. Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест.[7] Как отметил М. Портер, «технологические изменения все более рассматриваются как имеющие самостоятельную ценность, и любое технологическое нововведение, которое применяет фирма, рассматривается как положительный фактор».
            Инновационная технология может влиять на положение предприятий на рынке в нескольких направлениях:

  • создавать барьеры для входа новых предприятий на рынок;
  • изменять договорные отношения с покупателями путем дифференциации продуктов и услуг;
  • создавать возможности для замены оборудования;
  • изменять структуру затрат.

При разработке стратегии предприятию важно сосредоточиться на «тех технологиях, которые могут оказывать наиболее устойчивое влияние» [1, с. 169] и отвечают следующим четырем требованиям.

  1. Смена технологии сама по себе снижает издержки или вызывает возможности дифференциации, а фирма имеет устойчивое технологическое лидерство.
  2. Смена технологии вызывает сдвиг структуры издержек в пользу фирмы или дает ей возможность производства уникальных продуктов.
  3. Переход к новым технологиям вызывает, помимо преимуществ от использования самих технологий, инновационный добавочный эффект.
  4. Изменение технологии принципиально меняет структуру отрасли промышленности.

Поскольку правильно выбранные технологии являются основой успешной инновационной деятельности и фактором долгосрочной конкурентоспособности, технологические решения должны включаться в практику разработки стратегических управленческих решений.       

В этом аспекте технология может пониматься как набор стратегических ресурсов, используемых предприятием в текущей и будущей инновационной деятельности. Действия предприятия в отношении его технологических ресурсов могут, таким образом, оказать существенное влияние на его инновационную способность, т. е. способность создавать долгосрочные конкурентные преимущества в динамичной внешней среде [2].   Для определения направлений совершенствования технологического потенциала предприятия необходимо исследование по ряду направлений [3], представленных в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Исследование технологического потенциала организации

Направления исследования

Основные аспекты и их содержание

1

Фактическое состояние используемых технологий

Комплексный анализ производственного процесса. При этом должен учитываться технологический потенциал других производственных звеньев компании: система управления, логистика и тд.

2

Тенденции

В первую очередь изучаются направления, которые компания еще не использовала в своей деятельности. Они могут касаться абсолютно разных сфер деятельности предприятия

3

Уровень развития технологий

Изучаются возможности модернизации производства или возможность перехода на новую технологию

4

Факторы успешной деятельности

Целесообразно оценить место в системе факторов, обеспечивающих успех компании на рынке[1]

После проведения комплексного анализа существующей системы производства и исследования новых путей модернизации, компания может правильно определить технологическую стратегию развития.

Компании, применяющей современные технологии, для успешной деятельности необходимы:

  • быстро осваивать новые технологии;
  • эффективно их использовать;
  • постоянно оптимизировать применение технологий и ресурсов.

Безусловно, любое предприятие сталкивается с рядом проблем при модернизации и внедрении новых технологий. Для обхода этих проблем менеджменту необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какая технология должна быть выбрана? Правильный ответ на этот вопрос должен отвечать потребностям предприятия. Изменение решений, связанных с выбором технологии, обычно крайне болезненно для предприятия, однако решения такого рода должны приниматься достаточно быстро;
  2. Создавать или покупать технологию? Верный ответ на этот вопрос-это решение о способе приобретения технологии. Если организация решает покупать технологию у внешнего источника, то возникает новый вопрос: у кого покупать? Не смотря на всю инновационность технологий, на рынке, как правило, несколько лиц предлагают одно и то же;
  3. Удерживать или продавать технологию? Данный вопрос определяет как компания будет распоряжаться приобретенными технологиями;
  4. Какие организационные структуры необходимы для осуществления технологических решений? Обычно технологические решения принимаются на предприятии децентрализованно. В решении одной и той же проблемы участвуют разные лица на разных иерархических уровнях, с разной информационной базой. Структурные преобразования должны способствовать разработке интегрированной технологической стратегии предприятия.[3]

Рассмотрим инновации как инструмент развития конкурентоспсобности на примере компании «Tesla Motors». Данная компания была основана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Инженеров-создателей серьезно заинтересовала проблема глобального потепления и жесткая зависимость транспортных средств от запасов нефти и газа. Были привлечены инвесторы, после чего и был запущен процесс производства автомобилей Tesla. Во время кризиса 2008 года основным инвестором и генеральным директором стал Илон Маск. Примерно за 12 лет компания добилась следующих результатов:

  1. созданы автомобили, перемещающиеся исключительно с помощью электричества;
  2. построена фабрика по производству аккумуляторных батарей для автомобилей Tesla;
  3. организовано производство составляющих для электрокаров других производителей, например, Smart ForTwo electric drive или Toyota RAV4 EV;
  4. построена сеть «электрозаправочных» станций, где можно заправить собственный электромобиль в течение получаса, не заплатив при этом ни цента, на данный момент по всей планете имеется 370 таких заправок; [7]

Летом 2014г. И.Маск заявил о намерении открыть все свои технические секреты производства электрокаров – таким образом, у других производителей также появится возможность выпуска данного вида транспортных средств. Как мы можем заметить, создание одной компании привело к запуску новых предприятий и созданию новых рабочих мест. Что же касается выручки компании, то можно заметить ее ежегодный рост:

Рисунок 1. Выручка «Tesla Motors» за 2014-2017 гг.

После запуска производства «Tesla Motors» многие мировые гиганты в сфере производства и продажи автомобилей последовали их примеру и начали производство электромобилей. По оценкам экспертов, они могут составить существенную конкуренцию, но только к 2030 году.

Как видно из приведенного примера, инновационные технологии обеспечили компании низкую конкуренцию в течении 15 лет. Правильная стратегия развития, выбранная Маском в 2008 году помогла компании расти и развиваться.. Возможно, благодаря продаже технологии, конкуренция на рынке производства электромобилей возрастет. Как отмечают многие новостные издания, «Tesla Motors» страдает от отсутствия конкурентов. Благодаря инновациям, данная организация не только обеспечила себе конкурентоспособность, но и стала в некоторой степени монополистом.

Компания «Tesla Motors» не является единственным представителем инновационного бизнеса. Рассмотрим рынок производства смартфонов.

22 марта 2017 года аналитики HIS Market  обнародовали список самых популярных в мире смартфонов. Тройка лидеров состоит из продукции «Apple».

Рисунок 2. Рейтинг наиболее продаваемых смартфонов в 2016 году

Но какими средствами «Apple» достигли таких высот? Во-первых, не стоит забывать, что данная компания была фактически первой на рынке производства смартфонов. В последствие был суд между гигантами: Samsung и Apple, который выиграла американская яблочная компания. «Apple» сами разрабатывают новые технологии и ищут пути совершенствования своей продукции. Лидерство данная компания достигла за счет постоянной модернизации своей продукции. Создатели начинали с производства компьютеров, на данный момент компания занимается выпуском телефонов, компьютеров, плееров, серверов, процессоров и др.

Таблица 2. Финансовые показатели компании «APPLE» в млрд долларов США [9]

Год

2014

2015

2016

Оборот

182,8

233,7

215,6

Чистая прибыль

39,51

53,39

45,69

Активы

231,8

290,5

321,7

Собственный капитал

111,5

119,4

128,2

Конкуренция в данном сегменте довольно высокая, но за счет постоянного развития, яблочная компания остается не только наплаву, но и лидирует. Доказательством этому служит тот факт, что 50% людей в наши дни пользуется именно продукцией «APPLE». Для достижения такого положения необходим хороший менеджмент и инновационные мысли. Данное сочетание и позволило компании «APPLE» достичь таких высот.

Но всегда ли инновация-это рукотворный, материальный предмет? Еще Э. Чемберлин отмечал, что то, КАК предлагать товар также влияет на конкурентоспособность предприятия. Каждая большая компания вводит новшества во все звенья производства и реализации продукта. В заключение стоит обозначить, что инновации в наши дни являются двигателем прогресса. Они позволяют развивать экономику страны с наименьшими затратами. Модернизированное производство снижает издержки, поднимает престиж предприятия.

 



Список литературы:

  1. Введение в теорию управления организационными системами/ Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.
  2. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; — М. : «Альпина Паблишер», 2011. — 454 с.
  3. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер», 2008 (2-е изд. — 2008). — 720 с.
  4. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. Учебник / А.А. Колобов, И.Н. Омельченко, А.И. Орлов – М.: Экзамен, 2008. – 621 с.
  5. Развитие предприятия/ Гончарук В.А. М.: Дело, 2000.
  6. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/ Арутюнова Д.В. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с
  7. Официальный сайт «Tesla Motors» [Электронный ресур]: URL:http://www.tesla.com/
  8. Официальный сайт «LVMH» [Электронный ресурс]:URL:http://lvmh.com/
  9. Официальный сайт «APPLE»[Электронный ресурс] URL:http://www.apple.com/
  10. Официальный сайт «Inditex» [Электронный ресурс]URL: http://www.inditex.com/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: