» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Смирнов Денис Владимирович, Бакалавр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Использование BCG-матрицы для принятия экономически целесообразного управленческого решения по развитию компании.

Статья просмотрена: 238 раз

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BCG-МАТРИЦЫ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОМПАНИИ

Смирнов Денис Владимирович

бакалавр

БАТиП

 

Аннотация: в статье раскрывается вопрос использования портфельного анализа, а именно BCG-матрицы для стратегического развития компании. Обоснование данной тематики исходит из разработки и принятия целесообразного управленческого решения, когда менеджмент проводит стратегическое управление по развитию компании. Автором описана основная суть работы BCG-матрицы и ее целевых задач, которые помогают при разработке и принятия управленческого решения. В заключение приведена авторская оценка целесообразности BCG-матрица для принятия управленческого решения по развитию российского предприятия любой отрасли экономики.

Ключевые слова: портфельный анализ; стратегический менеджмент; BCG-матрица; управленческое решение; развитие компании; бизнес-процессы.

 

Актуальной проблемой современного стратегического менеджмента является выбор оптимального управленческого решения с помощью различных инструментов, среди которых важную роль занимают методы портфельного анализа деятельности компании. В первую очередь, анализ этой проблемы интересен руководителям аналитических отделов банков и инвестиционных компаний, но многие современные руководители предприятий изучают данный вопрос, чтобы обосновать разработку и принятие своего управленческого решения.

Текущая внешняя экономическая среда для предприятий является нестабильным динамическим миром, в котором, необходимо иметь предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. Развитие компании – это стратегическая задача каждого руководства предприятия, а значит, для его осуществления необходимо понимать, какие продукты и бизнес-процессы приносят результаты, а какие наоборот, сулят убытки и тормозят развитие организации. С целью ответов, менеджеры используют различные методы портфельного анализа, ключевую роль среди которых занимает BCG-матрица, разработанная Бостонской консалтинговой группой.

С помощью правильно проведенного портфельного анализа, руководство предприятия имеет возможность увеличить выручку и прибыль, улучшить ликвидность производства путем исключения бесперспективных бизнес-единиц и подразделений, и ускорить развитие оставшихся структур компании, которые генерируют львиную долю выручки и демонстрируют высокую эффективность производственной деятельности.

Портфельный анализ деятельности компании – это инструмент, с помощью которого, руководство организации оценивает перспективы развития своего бизнеса, определяет высокоэффективные направления производства продуктов и слабые цепочки, которые стоит устранить ради улучшения финансовых результатов [1, с.88].

Помимо этого, портфельный анализ дает оценку различным рынкам и секторам продуктов (на которых компания может предоставлять свои товары) и оценку конкурентоспособности предприятия с учетом преимущества других конкурентов. Предполагается, что портфель компании должен иметь рациональную балансировку направлений деятельности, что помогает диверсифицировать риски при внешних и внутренних рисках.

Если рассматривать значение портфельного анализа с помощью той же BCG-матрицы для разработки и принятия управленческого решения, то мы можем выделить отдельные процессные задачи:

- создание условий для согласованности работы отдельных подразделений предприятия;

- распределение кадровых, финансовых и интеллектуальных возможностей между различными подразделениями организации;

- формирование исполнительных задач;

- проведение реорганизации, реструктуризации и переориентации рабочих групп внутри компании.

Чтобы при реализации этих задач, система менеджмента не совершала ошибки, предназначен метод портфельного анализа BCG-матрица, в которой рассматриваются два параметра [2, с.60]:

1.                  Относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка).

2.                  Темпы роста рынка.

Матрица BCG является одним из ключевых инструментов, как для стратегического анализа, так и для работы маркетингового отдела, который пытается проанализировать конкурентную позицию продуктов компании. Цель этой матрицы – это анализ актуальности продуктов компании в зависимости от роста рынка данной продукции и занимаемой им доли. Матрица BCG имеет еще одно название – «Рост - доля рынка».

Исходя из полученного результата, где предприятия или отдельные продукты будут находиться на определенном уровне матрицы, можно подводить итоги о том, какие конкурентные позиции занимает проверяемый элемент, и какие инструменты действий стоит совершить, чтобы улучшить его эффективность и экономическую целесообразность (рисунок 1). С помощью этого, руководители предприятия имеют возможность принять основательное решение по изменению стратегии развития бизнеса компании.

bcg-matrix1.jpg

Рис. 1. Матрица BCG [3].

Квадраты матрицы BCG соответствуют определенным положениям, которые могут занять предприятия при различных значениях относительной доли рынка и темпов роста рынка:

- «дойные коровы» (низкие темпы роста рынка, но при этом большая его доля);

- «звезды» (имеют быстрые темпы роста рынка и при этом занимают лидирующие объемы, со временем превращаются в «дойные коровы»);

- «знаки вопроса» (имеют быстрые темпы роста рынка, но при этом низкая доля рынка);

- «собаки» (имеют, как низкий уровень роста рынка, так и низкий уровень доли на нем).

Рассматривая анализ основных квадратов матрицы, не стоит сомневаться о том, что эту практику нельзя использовать при разработке и принятие управленческих решений. Среди основных преимуществ матрицы – это простота анализа и использование понятливых критериев (темпы роста рынка и доля рынка). Кроме того, можно отметить такие положительные стороны портфельного анализа с помощью матрицы BCG, как возможность проанализировать и маркетинговую стратегию компании, издержки бизнеса по продуктам, и возможность быстрого реагирования на полученные результаты.

Именно благодаря наличию информации о анализе продуктов и бизнес-процессов компании, менеджмент может разработать верное управленческое решение, эффективность которого будет в разы выше, чем при разработке и принятия, когда информация по анализу отсутствует. Особенно данный момент актуален в связи с усилением рыночной конкуренции на российском рынке товаров и услуг.

Стоит учесть такие парадоксальные случаи, когда после проведенного «звезды» могут приносить прибыль больше чем «дойные коровы», и то, что не всегда ликвидация продуктов категории «собаки» может принести положительные изменения для бизнеса предприятия. Иногда ликвидация этих продуктов становится причиной отток действующих постоянных клиентов, что негативно отразиться на общих финансовых результатах компании.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что целесообразность использования матрицы BCG для разработки и принятия управленческих решений на российских предприятиях крайне высокого уровня, по сколько менеджеры получают входящую информацию, где даны четкие ответы на вопросы: какие продукты и процессы выгоднее, а какие нет. Кроме того, этот метод анализа необходимо использовать с другими инструментами и учитывать долгосрочный вектор развития стратегии предприятия, которое окружено внешней средой и стейкхолдерами. В случае, если после анализа с помощью BCG-матрицы необходимы радикальные меры при разработке и принятие управленческих решений, необходимо учитывать, что они обязаны быть не только экономические целесообразными, но и не задевать сильные интересы других заинтересованных лиц (рабочий персонал, кредиторы, акционеры, общество и т.д.).



Список литературы:

  1. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко. - М: Омега-Л, 2013. - 130 с.
  2. Платонова М.А., Юрлов Ф.Ф. Портфельный анализ и выбор эффективных решений // Вестник КрасГАУ. 2014. - №10 - С.60-63.
  3. PowerBranding. Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/bcg/ (дата обращения 14.06.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: