» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Калинина Ольга Валерьевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Критерии качества проектирования программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Статья просмотрена: 19 раз
Дата публикации: 8.11.2018

УДК 376

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Калинина Ольга Валерьевна

магистрант кафедры педагогики

Сергеева Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье рассматриваются критерии качества проектирования программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. Принятие качественных программ в этой сфере позволяет направить процесс обучения и социализации детей данной категории в позитивное русло. Изменения показателей развития личности ребенка данной категории, в положительную сторону является результатом деятельности педагогов, учреждения и системы в целом.

Ключевые слова. Эффективность, критерии качества, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), показатель социального развития.

 

Все изменения, происходящие в современном образовании, меняют наш взгляд на личность человека, рассматривая его с позиции культурно-исторического развития. Главными задачами современного образовательного учреждения в свете новой государственной политики является создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, а также воспитание такой личности, которая будет готова к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Особо острой и в тоже время актуальной на сегодняшний день становится проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь с тем, что в современном обществе увеличилась численность детей данной категории. Во-вторых, в обществе появились новые возможности адаптации для таких детей. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются в создании реальных условий для получения хорошего образования. И уже начиная со школы, и далее получение профессионального образования в ВУЗах и ССУЗах с последующим трудоустройством. В социально-правовом государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому человеку без исключения и независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, стратегически важной целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, а также современным потребностям общества и каждого гражданина.

Отсюда следует, что основной целью модернизации системы общего образования становится реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей и в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации этого права ФГОС предполагает создание образовательными организациями программы коррекционной работы, в которой будут описаны механизмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП и разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка и реализация программы коррекционной работы - достаточно сложный и долгий процесс, который осуществляется общеобразовательным учреждением самостоятельно и совместно с другими образовательными организациями посредством сетевогоо взаимодействия.

Основой нормативно-правовой и документальной базы для составления программ коррекционной работы являются:

  • Конвенция о правах ребенка ООН;
  • Закон об образовании (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ 18.04. 2008 г. N АФ-150/06 «Создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».

При составлении коррекционной программы нам необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Четко формулировать цель и задачи коррекционной работы.
  2. Определить стратегию, тактику и конкретные методики работы.
  3. Подготовить необходимые материалы и оборудование.
  4. Определить продолжительность и форму коррекционной работы. Будь то индивидуальная, групповая или смешанная работа.
  5. Разработать конкретное содержание коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
  6. Спланировать форму участия других лиц в данной программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключить родственников, значимых для ребенка взрослых и т. д.
  7. Определить формы контроля реализации коррекционной программы и по ходу работы внести изменения в нее.
  8. Дать оценку качества и эффективности реализованной программы.[4]

Полноценное сопровождение детей данной категории возможно лишь при создании системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы. Таким образом, необходимо разработать специальные программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития.

Среди необходимых задач для такой программы могут быть:

  • определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
  • своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, связанные с ограниченными возможностями развития;
  • осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития;
  • разработка и реализация индивидуальных планов обучения, организация индивидуальных или если возможно групповых занятий;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • оказание методической и консультативной помощи родителям детей данной категории. [1]

Содержание программы коррекционной работы определяется рядом важных принципов: во-первых, соблюдение интересов ребёнка; во-вторых, системность и непрерывность образовательного процесса; в-третьих, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи.

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя 4 взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа.

Важно помнить и реализовывать коррекционную работу поэтапно, соблюдая последовательность этапов и их адресность.

Процесс включения учащихся с ОВР в систему общего образования и реализация программы коррекционной работы требует создания ряда условий: инфраструктурная подготовленность общеобразовательного учреждения, подготовка педагогических кадров, всестороннего научно-методического и нормативно-правового обеспечения. При всем выше изложенном одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы с детьми данной категории является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

Системное сопровождение детей с ограниченными возможностями развития должно осуществляться специалистами различного профиля в образовательном процессе. И данное взаимодействие должно в себя включать:

  • комплексность в определении и решении проблем каждого ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития конкретного ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития, а также коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Программа должна включать в себя 5 основных модулей: Концептуальный модуль; Диагностико-консультативный модуль; Коррекционно-развивающиий модуль; Лечебно-профилактический модуль; Социально-педагогический модуль.

Ведущей тенденцией качества образования является стандартизация образования на всех уровнях, об этом говорят В.С. Леднев, В.С. Сенашенко, Е. В. Ткаченко и другие ведущие специалисты этой области [4,6,7]. Так, например, доктор пед. наук Е.И. Сахарчук рассматривает стандартизацию в образовании сквозь призму признаков целостности системы. [5]

Опираясь на концепцию системы управления качеством проектирования образовательных программ, закономерности, принципы и критерии качества проектирования образовательных программ, выделенных М.Ю. Чандра [8], мы сформулировали возможные критерии качества проектирования коррекционной программы в основной школе.

Критерий 1. Оценка соответствия коррекционной программы требованиям ФГОС включает в себя: структурную полноту адаптированной программы, сроки, характеристику содержания образовательного процесса и рабочих программ для детей с ограниченными возможностями развития.

Критерий 2. Оценка организационных аспектов реализации программы предусматривает соответствие наполняемости классов, планирование образовательной деятельности и расписание действующим нормативным документам; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе; взаимодействие специалистов между собой.

Критерий 3. Материально-техническое обеспечение реализации программ для детей с ОВЗ включает в себя: соответствие помещений, технических средств, предметной среды особенностям развития детей и их образовательным потребностям, а также соответствие среды задачам физического, эстетического и трудового развития и обучения детей.

Критерий 4. Информационное обеспечение реализации коррекционной программы для детей с ОВЗ включает в себя необходимую нормативно-правовую базу и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса, учитывая особенности и возможности ребенка.

Параметры анализа адаптированной программы по данному критерию включает в себя доступ к сети Интернет и создание собственного сайта организации.

Важнейшим показателем оценки качества образования, который легко проверить, являются результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Результаты достижений обучающихся в освоении адаптированных образовательных программ являются важными для оценки качества образования детей с ОВЗ. При определении подходов к их осуществлению целесообразно опираться на следующие принципы:

  1. комплексности оценки достижений обучающихся в освоении содержания коррекционной программы;
  2. дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
  3. динамичности оценки достижений в освоении обучающимися содержания программы, предполагающей изучение изменений его психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей;
  4. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении обучающимися содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки достижений обучающихся в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения процесса осуществления оценки достижений обучающихся.[3]

Все выше перечисленные принципы, отражают основные закономерности целостного процесса образования детей с ОВЗ. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны и в тоже время касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов образования детей данной категории.

Ребёнок с ОВЗ должен чувствовать себя уверенно, чувствовать любовь и понимание близких, не считая себя хуже других детей. Всегда быть готовым прийти на помощь. Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и это то главное звено в системе, которого ребенок воспитывается, удовлетворяет свои потребности, обучается и социализируется. Именно поэтому от того, насколько качественно система социальной реабилитации и сопровождения будет решать возникающие в таких семьях проблемы, зависит дальнейшая социализация и адаптация детей с ОВЗ к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Кроме того, современная концепция предполагает, что должен меняться не только человек с ОВЗ, входящий в общество и его окружение. Общество должно меняться, которому важно изжить негативные установки по отношению к «не таким» людям, сгладить ступени неравенства, предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни общества.

 



Список литературы:

  1. Дмитриев А.А. К вопросу управления качеством специального образования /А.А. Дмитриев /Специальное образование.- 2012.- № 1. http://journals.uspu.ru/ spetsialnoe-obrazovanie/s2012/98-1-2012.html
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
  3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов /Э.М. Коротков. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2007. — 320 с.
  4. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.
  5. Сахарчук Е. И. Стандартизация в образовании: признаки целостности/ Известия ВГСПУ.-2017.- №3
  6. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С.31-36.
  7. Ткаченко Е.В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С.11-15.
  8. Чандра М. Ю. Концепция управления качеством проектирования и реализации образовательных программ высшего образования: целостный взгляд// Известия ВГСПУ.-2017.- №3


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: