» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Калашникова Ксения Сергеевна, Студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Интегрированный эффект государственной поддержки туризма

Статья просмотрена: 415 раз
Дата публикации: 9.11.2018

УДК 336.711

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭФФЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПДДЕРЖКИ ТУРИЗМА

Калашникова Ксения Сергеевна

магистрант 2 курса экономического факультета

ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»

научный руководитель: Советов П.М.

док. экон. наук, профессор, гологда

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки туризма в Российской Федерации в настоящее время. Рассматриваются  основные факторы повышения конкурентоспособности отрасли. Делается вывод о том, что для позитивных изменений тенденций в ее развитии необходима целенаправленная  государственная поддержка.

Ключевые слова: туризм, конкурентно способность отросли , государственная поддержка,  целевая программа.

 

Введение. В мировом экспорте товаров и услуг туризм уступает лишь топливной и химической промышленности, при этом опережая производство продуктов питания и автомобильную индустрию. Учитывая глобальную значимость отрасли, в том числе ее положительный экономический эффект, поддержка со стороны государства является как-никогда необходимой.

Основная часть.В настоящее время туризм относится к числу наиболее перспективных направлений социально-экономического развития большинства государств.

Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»  и «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» считается создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг [3, с.6].

Отрасль туризма и рекреации в России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, вместе с Крымом в России уже 110 заповедников, самые старые из которых - Баргузинский, Астраханский, Ильменский и Кавказский. Из этих ста десяти заповедников - тридцать биосферных, то есть в которых проводится международный мониторинг состояния природной среды и 142 национальных парка. Также в России есть 59 природных заказников федерального значения и 2238 регионального.

Развитие туризма способствует увеличению местных доходов, созданию новых рабочих мест и соответствующей инфраструктуры, активизации деятельности народных промыслов, а значит – повышению уровня жизни населения.

В Российской Федерации из 146 миллионов населения страны большинство населения (50-60%) не путешествует. Главным сдерживающим фактором остается нехватка у граждан денежных средств. А в сложившихся социально-экономических и политических условиях (повышение стоимости туристских услуг, снижение реальных доходов населения и др.) государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность. Для позитивных изменений тенденций в развитии сферы туризма и рекреации необходима продуманная и эффективная поддержка со стороны государства [7, с.69].

В настоящее время в нашей стране реализуется Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». ФЦП была утверждена в августе 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 02.09.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2012 № 936, от 1802.2014 № 121).На данный момент также утверждается  Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)". Программа будет являться одним из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на период 2019 - 2025 годов, в частности государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерациименно эти документы отражают основные положения государственной политики развития сферы туризма и рекреации в современной России.

Интегрированный эффект от реализации мероприятий ФЦП представляет собой совокупность имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, направления образования которых автором обобщены  в таблице 1 с учетом материалов исследования  проекта "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)"

Таблица 1. Интегрированный эффект  реализации мероприятий ФЦП  

Наименование

аффекта

Направления образования аффектов

Имиджевый

эффект

формирование образа России как страны, благоприятной для туризма;

развитие экономических и культурных связей России с другими странами;

улучшение мнение мировой общественности о стране в целом;

повышение международных рейтингов России (включая рейтин­гивязанные с различными параметрами туристской конкурен­тоспособности. и рейтинг уровня безопасности)

Экономический

эффект

привлечение дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обе­спечении экономически привлекательных условий для бизнеса; увеличение внутреннего спроса на туристский продукт и рост валового ВВП;

улучшение платежного баланса страны за счет развития въезд­ного туризмаокращения выездного туристского потока в ре­зультате развития внутреннего туризма;

укрепление экономической безопасности РФ за счет создания стабильно прибыльной отрасли, не связанной с ценами на сы­рьевые ресурсы на мировых рынках

Бюджетный

эффект

увеличение налоговых поступлений от развития и создания объ­ектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма;

экономия средств федерального бюджета в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипли­кативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счетэкономии в связи с повышением занятости населения и экономическим развитием регионов

Социальный

эффект

создание условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма; решение социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения; удовлетворение потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоро­вья и приобщении к культурным ценностям, а также с патрио­тическим воспитанием молодого поколения страны

Экологически й эффект

исключение истощения природных ресурсов, ориентация отрас­ли на использование возобновляемых ресурсов; развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам

В рамках ГП «Развитие культуры и туризма» предполагается реализация тринадцати основных мероприятий, выделенных в структуре четырех подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Туризм», и «Обеспечение условий реализации Государственной программы».

Развитие туризма связано с обеспечением высоких стандартов благосостояния человека, достижение которых также является целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В практике экономики развитых государств туризм уже длительное время рассматривается как индикатор качества жизни населения, а в России в активную фазу вошла планомерная работа по развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания [2, с.75].

Благодаря значительному улучшению законодательства и институциональной среды в Российской Федерации объекты обеспечивающей инфраструктуры могут быть обеспечены софинансированием из внебюджетных источников, что позволит снизить риски реализации инвестиционных проектов, и обеспечит максимально эффективное использование бюджетных средств и увеличение возможности для привлечения внебюджетного финансирования[3]. Необходимость программного подхода к развитию туризма в Российской Федерации объясняется в первую очередь тем, что сфера туризма представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество факторов и состояние смежных отраслей и сфер деятельности.

Только применение программно-целевого метода обеспечит такие важнейшие условия для осуществления государственной политики по вопросам развития туризма, как: стратегическое единство в принятии решений в сфере туризма на всех уровнях исполнительной власти; координация финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе привлеченных на основе государственно-частного партнерства; преемственность мероприятий Программы, федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и мероприятий иных программ, реализованных в предшествующие периоды; установление стратегических ориентиров по созданию и модернизации обеспечивающей и туристской инфраструктуры, инновационному развитию основных видов туризма и перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов Российской Федерации; концентрация источников финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов развития туризма в субъектах Российской Федерации в соответствии с перспективностью туристских укрупненных инвестиционных проектов [7].

Заключение. Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствует самозанятости населения. Туристская отрасль развивается, опережая среднемировые темпы роста, стимулирует развитие смежных отраслей экономики[4, с.57]. В настоящее время государство поддерживает хозяйствующие субъекты в сферы туризма и рекреации косвенными методами стимулирования, посредством реализации таких институтов как особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР), предусматривающие налоговые льготы и преференции.

Как нам представляется, эффективное освоение рекреационно-туристического потенциала регионов РФ невозможно без реализации инициативных региональных проектов и программ в сфере туризма и рекреации, отражающие специфические особенности регионов (природно-климатические, географические, отраслевые и др.). Золотодобывающие субъекты РФ могут успешно проявлять инициативу, развивая такую разновидность геологического туризма, как золотоискательский, который пользуется большой популярностью в золотодобывающих странах мира [5, с.117].

К 2020 году Вологодская область ожидает туристический поток около  3 миллионов человек, в регионе откроют 50-70 инфраструктурных объектов, которые сейчас в стадии реализации.

Крупнейшие из этих проектов - строительство набережных в Вологде и Череповце, проект "Корабелы Прионежья", строительство придорожного сервиса на федеральной и региональной трассах, новые гостиницы, рестораны.

 



Список литературы:

  1. Проект Распоряжения Правительства РФ"Об утверждении Концепции федеральной це-левой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)"(по состоянию на 14.08.2017) // Распоряжение подписано 05.05.2018 N 872-р).
  2. Анализ зарубежного опыта развития внутреннего и въездного туризма // Аналитический вестник. - №47. – 2016. – 135 с.
  3. Госсубсидии на развитие туризма. Электронный ресурс[Режим досту-па]:https://www.rbc.ru/economics/14/08/2017/5991bd539a7947c6c9161160 (дата обращения: 20.09.2018).
  4. Ерофеева Т.П. «Федеральные целевые программы: формирование и реализа-ция»//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридиче-ские науки. – 2013.- №2-2. –С.56-59.
  5. Куклина Е.А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 116–124.
  6. Кульгачев И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкуренто-способности путешествий и туризма // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 477–483.
  7. Федеральное агентство по туризму. Электронный ресурс[Режим досту-па]:https://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/zakonodatelstvo-v-sfere-turizma/(дата обращения: 20.09.2018)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: