» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Мурзабаев Ильнур Раисович, студент
Рубрика: Политология
Название статьи: Информационно-коммуникационные технологии и их роль в государственном управлении
Дата публикации: 11.11.2018
УДК 23.00.00
Информационно-коммуникационные технологии и их роль в
государственном управлении
Мурзабаев
Ильнур Раисович
студент
Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г.Уфа
Аннотация. Необходимость
соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов
власти, обусловила требования к повышению качества и доступности информации
предоставляемой населению при помощи Интернета. Целью статьи является
исследование информационно-коммуникационных технологий и выявление роли в
государственном управлении. Таким образом,
использование современных коммуникационных технологий является дополнительным
ресурсом для власти, они позволяют органам государственного управления:
во-первых, быть более интегрированными в современное информационное
пространство; во-вторых, быстро реагировать на изменения внешней среды, в том
числе – общественного мнения; в-третьих, создают этим учреждениям имидж
современных и технологичных организаций.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное пространство, управление, управленческое решение.
Введение.
В информационном обществе многократно возрастает роль и значение
электронных технологий. За последние годы электронные технологии укрепились в
быту человека, практически в каждой семье есть компьютер, а Интернет стал
повсеместным и общедоступным. Свое применение получили
информационно-коммуникационные технологии и в организации взаимодействия
органов местного самоуправления с населением. Эффективная система
взаимодействия между органами власти и населением является обязательным
условием для построения демократического правового государства. Необходимость
соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов власти,
обусловила требования к повышению качества и доступности информации
предоставляемой населению при помощи Интернета. Целью статьи является
исследование информационно-коммуникационных технологий и выявление роли в
государственном управлении.
Материалы
и методы исследования. В методологическую основу исследования
включены: абстрактно-логические, структурные и
функциональные методы.
В современном обществе информационно-коммуникативное взаимодействие органов власти и гарантированный доступ граждан к государственным информационным ресурсам, в том числе посредством ведомственных сайтов, делают власть прозрачной по отношению к обществу, повышают социальную ответственность чиновников, что неминуемо сказывается на эффективности их работы и, следовательно, на качестве жизни граждан.
Под информационно-коммуникационными
технологиями подразумевается совокупность методов, процессов и
программно-технических средств, используемых с целью сбора, обработки,
хранения, распространения, отображения и использования информации, необходимой
для организации управления предприятием, а также связанные со всем этим
социальные, экономические и культурные проблемы.
Виды информационных технологий представлены
на рисунке 1 [4].
- Высокие интеллектуальные информационные технологии – генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды.
- Вспомогательные информационные технологии – ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.).
- Коммуникационные информационные технологии – призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.
Рисунок 1.Виды информационных технологий
Под информатизацией
государственного, регионального и муниципального управления понимается
организационный процесс создания информационно–технологической среды для
удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней,
взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и
использования информационных ресурсов [5].
Информационные технологии
управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку
технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных,
алгоритм поиска, оценку и принятие решения.
Все информационные потоки,
включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три
группы (рисунок 2) [1]:
Рисунок 2.Информационные потоки государственного и муниципального управленческого
процесса
Движение информации регулируется
специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные
подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они
обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки
моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести
информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью,
пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства,
комитеты по статистике, средства массовой информации.
Сегодня в системе государственного
управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на
федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути
аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов
экспертизы – правовой, макроэкономической, международной, научно-технической,
криминальной и др.
Проблема упорядочивания и
совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями,
задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды.
Банки информации – это хранилища
документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах,
библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах.
Управленческие связи могут быть
реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания
обратной связи являются избирательные технологии, направленные на
информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения
избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.
Информационные технологии играют все
более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных
обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как
государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль»
Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса
позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда,
инвестиций и финансов [2].
Информационные технологии позволяют
обеспечить информационные потребности государственного управления основных
ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Основной задачей информационных
технологий является генерация творческой мысли инновации, где под инновацией
подразумевается – нововведения в области техники, технологии, организации труда
и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта,
а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах
деятельности человека.
Процесс государственного и
муниципального управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной
и полной информации, т.е. информационном обеспечении.
Информационное обеспечение
управленческой деятельности – это осуществление действий по предоставлению
своевременной, достоверной и полной информации субъекту управления
(руководителю) с заданной периодичностью.
Задачи информационного обеспечения
процесса управления заключаются в следующем:
– удовлетворение
информационных потребностей управляющих органов;
– определение
и отбор источников информации;
– правильная
интерпретация и систематизация полученных данных;
– проверка
достоверности, полноты и непротиворечивости данных;
– исключение
дублирования информации;
– представление
данных в едином и удобном для восприятия формате;
– многократное
использование полученной информации;
– постоянное
обновление данных.
Наибольшую значимость информационные
технологии имеют при принятии решений. Решение – это проект изменения
общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях,
который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса.
Любой процесс принятия
управленческого решения связан с информационным обменом, который заключается в
циклическом осуществлении следующих процедур (рисунок 3):
Рисунок 3.
Процедуры информационного обмена государственного и муниципального
управленческого процесса
Процесс государственного и
муниципального управления подразумевает наличие обратной связи, т.е.
информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь
позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее
воздействие [3].
Инструментом принятия решений может
быть информационно-аналитическая система. В данном случае она выполняет
информационную, трансформационную и управляющую функции. Движение информации
регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть
структурные подразделения
внутри и вне органов
государственного
управления.
Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.
Информационно-коммуникативное взаимодействие органов местного самоуправления с общественностью становится существенным фактором, определяющим результативность деятельности муниципальной власти в современных условиях и ее дальнейшую жизнеспособность. Превращение муниципальной власти в партнера общественного процесса, совместное с населением определение целей и путей развития муниципалитета, доступность и открытость муниципальных ресурсов и информации, взаимный обмен информацией, согласование позиции властных структур и заинтересованной общественности – все это гарантирует новое качество процесса управления жизнедеятельностью муниципального образования.
Выводы. Таким образом, использование современных
коммуникационных технологий является дополнительным ресурсом для власти, они
позволяют органам государственного управления: во-первых, быть более
интегрированными в современное информационное пространство; во-вторых, быстро
реагировать на изменения внешней среды, в том числе – общественного мнения;
в-третьих, создают этим учреждениям имидж современных и технологичных
организаций.
Список литературы:
- Глухарев Д.С. Информационно-коммуникативное пространство в теориях информационного общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 5-16.
- Дырхеев А.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества / А.В. Дырхеев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. – № 21 (312).- С. 254-257.
- Ильина Э.А. Развитие обратной связи между муниципальным образованием и обществом в период реформирования // Культура. Духовность. Общество. – 2017. – № 17. – С. 52-55.
- Ишкинеева Ф.Ф. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 21 (312). – С. 254-257.
- Сафаров Р.Р. Информатизация органов местного самоуправления // Экономика и социум. – 2017. – № 3-3 (12). – С. 219-221.
Комментарии: