» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Мурзабаев Ильнур Раисович, студент
Рубрика: Политология
Название статьи: Информационно-коммуникационные технологии и их роль в государственном управлении

Статья просмотрена: 952 раз
Дата публикации: 11.11.2018

УДК 23.00.00

Информационно-коммуникационные технологии и их роль в государственном управлении

Мурзабаев Ильнур Раисович

студент

Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г.Уфа

 

Аннотация. Необходимость соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов власти, обусловила требования к повышению качества и доступности информации предоставляемой населению при помощи Интернета. Целью статьи является исследование информационно-коммуникационных технологий и выявление роли в государственном управлении. Таким образом, использование современных коммуникационных технологий является дополнительным ресурсом для власти, они позволяют органам государственного управления: во-первых, быть более интегрированными в современное информационное пространство; во-вторых, быстро реагировать на изменения внешней среды, в том числе – общественного мнения; в-третьих, создают этим учреждениям имидж современных и технологичных организаций.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное пространство, управление, управленческое решение.

 

Введение. В информационном обществе многократно возрастает роль и значение электронных технологий. За последние годы электронные технологии укрепились в быту человека, практически в каждой семье есть компьютер, а Интернет стал повсеместным и общедоступным. Свое применение получили информационно-коммуникационные технологии и в организации взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Эффективная система взаимодействия между органами власти и населением является обязательным условием для построения демократического правового государства. Необходимость соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов власти, обусловила требования к повышению качества и доступности информации предоставляемой населению при помощи Интернета. Целью статьи является исследование информационно-коммуникационных технологий и выявление роли в государственном управлении.

Материалы и методы исследования. В методологическую основу исследования включены: абстрактно-логические, структурные и функциональные методы.

В современном обществе информационно-коммуникативное взаимодействие органов власти и гарантированный доступ граждан к государственным информационным ресурсам, в том числе посредством ведомственных сайтов, делают власть прозрачной по отношению к обществу, повышают социальную ответственность чиновников, что неминуемо сказывается на эффективности их работы и, следовательно, на качестве жизни граждан.

Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, используемых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, необходимой для организации управления предприятием, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Виды информационных технологий представлены на рисунке 1 [4].

  1. Высокие интеллектуальные информационные технологии – генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды.
  2. Вспомогательные информационные технологии – ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.).
  3. Коммуникационные информационные технологии – призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.

Рисунок 1.Виды информационных технологий

Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается организационный процесс создания информационно–технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов [5].

Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.

Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы (рисунок 2) [1]:

Рисунок 2.Информационные потоки государственного и муниципального управленческого процесса

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы – правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды.

Банки информации – это хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах.

Управленческие связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов [2].

Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Основной задачей информационных технологий является генерация творческой мысли инновации, где под инновацией подразумевается – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности человека.

Процесс государственного и муниципального управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. информационном обеспечении.

Информационное обеспечение управленческой деятельности – это осуществление действий по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.

Задачи информационного обеспечения процесса управления заключаются в следующем:

         удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;

         определение и отбор источников информации;

          правильная интерпретация и систематизация полученных данных;

          проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;

         исключение дублирования информации;

         представление данных в едином и удобном для восприятия формате;

         многократное использование полученной информации;

         постоянное обновление данных.

Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение – это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса.

Любой процесс принятия управленческого решения связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур (рисунок 3):

Рисунок 3. Процедуры информационного обмена государственного и муниципального управленческого процесса

Процесс государственного и муниципального управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие [3].

Инструментом принятия решений может быть информационно-аналитическая система. В данном случае она выполняет информационную, трансформационную и управляющую функции. Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные    подразделения    внутри    и     вне     органов    государственного

управления.

Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

Информационно-коммуникативное взаимодействие органов местного самоуправления с общественностью становится существенным фактором, определяющим результативность деятельности муниципальной власти в современных условиях и ее дальнейшую жизнеспособность. Превращение муниципальной власти в партнера общественного процесса, совместное с населением определение целей и путей развития муниципалитета, доступность и открытость муниципальных ресурсов и информации, взаимный обмен информацией, согласование позиции властных структур и заинтересованной общественности – все это гарантирует новое качество процесса управления жизнедеятельностью муниципального образования.

Выводы. Таким образом, использование современных коммуникационных технологий является дополнительным ресурсом для власти, они позволяют органам государственного управления: во-первых, быть более интегрированными в современное информационное пространство; во-вторых, быстро реагировать на изменения внешней среды, в том числе – общественного мнения; в-третьих, создают этим учреждениям имидж современных и технологичных организаций.

 



Список литературы:

  1. Глухарев Д.С. Информационно-коммуникативное пространство в теориях информационного общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 5-16.
  2. Дырхеев А.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества / А.В. Дырхеев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. – № 21 (312).- С. 254-257.
  3. Ильина Э.А. Развитие обратной связи между муниципальным образованием и обществом в период реформирования // Культура. Духовность. Общество. – 2017. – № 17. – С. 52-55.
  4. Ишкинеева Ф.Ф. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 21 (312). – С. 254-257.
  5. Сафаров Р.Р. Информатизация органов местного самоуправления // Экономика и социум. – 2017. – № 3-3 (12). – С. 219-221.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: