» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Бутонова Нина Александровна, магистрант кафедры конституционного права и теории права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности правового статуса депутатов законодательных органов субъектов РФ

Статья просмотрена: 15 раз
Дата публикации: 8.11.2018

УДК 342.4

ОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ

            Бутонова Нина Александровна

магистрант кафедры конституционного права и теории права

Иркутский государственный университет, гркутск

 

Аннотация. Рассматриваются отдельные элементы правового статуса депутата законодательного органа субъекта РФ. Особое внимание уделено проблемам соблюдения депутатами этических норм при осуществлении депутатской деятельности. Рассмотрены нормативные акты федерального и регионального законодательного в области регулирования депутатской этики.

Ключевые слова: депутаты, правовой статус, законодательные органы, депутатская этика.

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. [1] Законодательная власть представлена Федеральным Собранием – парламентом, подразделяющимся на две палаты - Совет Федерации и Государственную Думу. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций субъекты РФ самостоятельно определеют наименование своего законодательного органа власти. Как правило, в Конституциях (уставах) субъектов РФ прослеживается единообразие наименований:

  • Законодательное собрание (Иркутская, Новосибирская область; Санкт- Петербург; Пермский край; в Республике Башкортостан Законодательное собрание – Курултай, Республика Саха (Якутия) - Ил Тумэн и др.),
  • Парламент (Чеченская, Кабардино - Балкарская Республики);
  • Дума (Московская, Томская, Магаданская, Тюменская области; Губернская Дума Самарской области и др.),
  • Государственный совет (Республика Адыгея - Хасэ; Республика Алтай - Эл Курултай; Верховный Совет Республики Хакасия и др.)

В некоторый регионах наименование законодательного органа определено отлично от общеизвестных названий: в Республике Бурятия - Народный хурал; Верховный Хурал в Республике Тыва и др.

Отсутствие в федеральном законодательстве понятия «правой статус» предполагает свободу его определения, право каждого субъекта Федерации регулировать данный вопрос самостоятельно.

Правовой статус депутатов законодательных органов субъектов РФ определяется совокупностью юридических норм, содержащихся в федеральных законах, Конституции (уставе) субъекта РФ, регламентах, отдельных постановлениях и распоряжениях регионального законодательного (представительного) органа и других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.

В Иркутской области действуют Закон Иркутской области от 8 июня 2009 г. № 31-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», Закон Иркутской области от 8 июня 2009 г. № 30-ОЗ «О Законодательном Собрании Иркутской области»; Постановление от 17 марта 2010 г. N 19/29-ЗС О регламенте законодательного собрания Иркутской области. [2]

Федеральное законодательство, в частности, ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяет рамочное регулирование правового статуса депутата законодательного органа субъекта РФ.

Под правовым статусом депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации понимают закрепленное в законодательстве правовое положение, определяющее его место в системе органов государственной власти и включающее следующие элементы:

  • порядок избрания;
  • срок осуществления полномочий;
  • формы деятельности;
  • гарантии деятельности;
  • ответственность;
  • ограничения и запреты.

Помимо вышеизложенного статус депутата предполагает предъявление к нему определенных морально – этических требований. В связи с этим депутатская этика имеет большое значение в определение его статуса.

Большинство субъектов РФ закрепляет общее требование - соблюдать правила депутатской этики, то есть рамочное правило без указания расширенного содержания в региональных нормах. Так, депутат Законодательного Собрания Иркутской области должен соблюдать правила депутатской этики, определяющие поведение депутата при осуществлении им своих полномочий. [3]

Положения актов некоторых субъектов РФ относятся к регулированию депутатской деятельности применительно к участию в заседаниях законодательного органа. Согласно Регламенту Законодательного собрания Свердловской области (п. 7 ст. 58) депутат Законодательного Собрания должен соблюдать следующие правила этики:

  1. не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Законодательного Собрания и других лиц;
  2. не допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес;
  3. не призывать к незаконным действиям;
  4. не выступать без разрешения председательствующего на заседании Законодательного Собрания. [4]

Закон Ленинградской области от 24 апреля 2007 года № 62-оз «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области» (ст. 18) регулирует депутатскую деятельность не только в отношениях с депутатами, но и гражданами. [5] Последнее является наиболее важным, поскольку поведение депутатов, внимательность к избирателям проявляется не столько в рамках парламентской дисциплины на заседаниях, сколько во время их встреч с избирателями.

В некоторых субъектах РФ действуют специализированные акты (Кодексы этики депутата: Постановление Государственного собрания Республике Мордовия от 29 мая 2018 года N 690-VI П «О правилах депутатской этики»; Постановление Верховного Совета Республики Хакасия от 3 февраля 2010 г. № 420-10 «Об утверждении правил депутатской этики» и др.), которые подробно описывают границы должного поведения. В таких кодексах правила разбиты на подразделы:

  • правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутатов в Государственном Собрании;
  • правила депутатской этики, относящиеся к взаимоотношениям депутата с избирателями;
  • этика публичных выступлений депутата Государственного Собрания;
  • правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Некоторые субъекты РФ вносят свои индивидуальные правила в кодексы этики. Одним из таких субъектов является Республика Алтай, в Постановлении Государственного Собрания - Эл Курултай от 28 февраля 2007 года № 10-23 «Об утверждении Правил депутатской этики», сказано, что депутат обязан воздерживаться от поступков, которые могли бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении депутатом своих полномочий, а также от обещаний, которые депутат не в состоянии выполнить (пп.4 п.1 Общих положений). [6]

Правила депутатской этики Законодательного собрания Приморского края, принятые Постановлением от 27 сентября 2017 года № 542, обязывают депутатов соблюдать дресс – код: форма одежды депутата Законодательного Собрания должна соответствовать официальной обстановке на заседании Законодательного Собрания (пп.2.2 п. 2). 7

Морально – этические нормы не имеют определенной общей структуры и систематизации, тем не менее в настоящее время наблюдается ситуация опережающего регулирования данных вопросов на региональном и муниципальных уровнях.

Решение проблем в сфере статуса депутата влияет на такие немаловажные составляющие жизни общества, как осуществление власти населением через своих представителей, действенность и продуктивность работы законодательных органов власти Российской Федерации, следовательно – на эффективность государства, построения институтов власти в условиях демократического государства.

 



Список литературы:

  1. Конституция РФ : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Законодательное собрание Иркутской области [Электронный ресурс]. URL : http://www.irk.gov.ru/about/basic/depstatus/ (дата обращения: 07.10.2018).
  3. О статусе депутата законодательного собрания Иркутской области [Электронный ресурс]. URL : http://www.irk.gov.ru/about/basic/depstatus/ (дата обращения: 07.10.2018).
  4. Регламент Законодательного собрания Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/LFFexLLMwZ.pdf (дата обращения: 07.10.2018).
  5. Областной закон «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenoblzaks.ru/content/data/store/images/f_335_75010_1.htm (дата обращения: 07.10.2018).
  6. Государственное собрание Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. URL : http://parlament.mari.ru/history/report65.html (дата обращения: 07.10.2018).
  7. Законодательное собрание Приморского края [Электронный ресурс]. URL : http://www.zspk.gov.ru (дата обращения: 07.10.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: