» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Черепанова Александра Владимировна, педагог дополнительного образования
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические условия самореализации одаренных детей в учреждении дополнительного образования

Статья просмотрена: 20 раз
Дата публикации: 11.11.2018

УДК 376.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черепанова Александра Владимировна

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие», г.Калуга

 

Аннотация. Создание системы поддержки талантливых детей является одним из главных направлений стратегического развития российского образования. В учреждении дополнительного образования необходимы формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. 

Ключевые слова: одаренные дети, дополнительное образование.

 

В соответствии с рабочей концепцией одаренности, разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б.Богоявленской в 1998 г., одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[1]. Одаренной ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности[1].

Поддержка и развитие одаренных детей – одна из приоритетных задач дополнительного образования детей, которое предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных общеразвивающих программ независимо от возраста и осваиваемой ими основной образовательной программы. Это очень важная особенность дополнительного образования.

Целью педагогического сопровождения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги является выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, создание оптимальных условий  для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

В МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги Калуги разработана программа развития учреждения, целью которой является развитие социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к особенностям социальных и технологических перемен.

Основой реализации программы развития Центра является педагогика среды. Такой подход позволяет организовывать социокультурную среду, окружающую ребенка, где детская личность является субъектом воспитания, располагающей возможностями овладения формами, методами и способами практической деятельности.

Под развитием социокультурной среды в обучении и воспитании учащихся мы понимаем систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования результата личностного развития учащихся с учетом разновозрастных особенностей.

Эффективность развития социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социальных и технологических перемен возможна при наличии следующих компонентов.

Жизнетворчество – включение  детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собст­венной жизни, создание среды жизни.

Социализация – вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения.

Культурная идентификация – востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлеж­ности ребенка к определенной культуре и оказание помощи в обрете­нии им черт человека культуры.

Духовно-нравственное развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступ­ки и поведение.

Индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобыт­ности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа учащегося.

Стратегией программы развития является формирование и реализация в Центре гибкой образовательной модели, которая будет направлена на комплексное обеспечение  интересов  и потребностей детей в сфере дополнительных образовательных услуг, создание наилучших условий для развития каждого ребенка, формирования гражданской позиции детей и подростков.

Реализация такой стратегии заключается в достижении и поддержке устойчивого и стабильного темпа роста контингента детей, объема оказания услуг и обновление образовательного процесса в предложении учащимся  каких-либо нововведений. Такая стратегия рассчитана на удовлетворение разнообразных потребностей за счет высокого качества услуг. Основная задача стратегии – охватить как можно больше потребителей услуг. Большое значение придается поиску новых способов работы с одаренными детьми.

Таким образом, погруженный в такую среду одаренный выпускник Центра «Созвездие» - личность, адаптированная  к условиям современной жизни, способная к решению профессиональных задач, уважающая традиции родного региона, подготовленная к жизнетворчеству в социуме. Центр творческого развития детей и юношества обеспечивает подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества, формирует инновационное мышление (готовность к инновационной деятельности или изменениям, позитивное отношение к инновациям, способность к творческой деятельности, интерес к научным исследованиям, направленность на созидание, способность ставить цели и планомерно их достигать, прагматичность, способность к преобразовательной деятельности).

Педагоги Центра осуществляют постоянный творческий поиск в создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Педагогами постоянно осуществляется педагогический поиск в разработке авторских технологий работы с детьми, разрабатываются и внедряются программы организации детского творчества, в том числе научно-исследовательской деятельности.

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных детей в Центре пособствует развитию творческих, интеллектуальных и организаторских способностей детей, моделированию для них ситуации успеха, что позволяет приобрести ребенку чувство уверенности, собственной ценности, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к современному миру, а значит быть более жизне- и конкурентоспособным.

 



Список литературы:

  1. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 7


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: