» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Черепанова Александра Владимировна, педагог дополнительного образования
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические условия самореализации одаренных детей в учреждении дополнительного образования
Дата публикации: 11.11.2018
УДК 376.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черепанова Александра Владимировна
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие», г.Калуга
Аннотация.
Создание системы поддержки талантливых детей является одним из
главных направлений стратегического развития российского образования. В
учреждении дополнительного образования необходимы формирование и
совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических
технологий по их выявлению, развитию и поддержке.
Ключевые
слова: одаренные дети, дополнительное образование.
В
соответствии с рабочей концепцией одаренности, разработанной авторским
коллективом под руководством Д.Б.Богоявленской в
Поддержка
и развитие одаренных детей – одна из приоритетных задач дополнительного
образования детей, которое предназначено для свободного выбора и освоения
детьми дополнительных общеразвивающих программ независимо от возраста и
осваиваемой ими основной образовательной программы. Это очень важная
особенность дополнительного образования.
Целью педагогического сопровождения
в муниципальном бюджетном образовательном
учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и
юношества «Созвездие» города Калуги является выявление, поддержка и
развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в
адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая
помощь учащимся в профессиональном самоопределении, создание оптимальных
условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.
В МБОУДО
ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги Калуги разработана программа развития учреждения,
целью которой является развитие социокультурной среды, способствующей
формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности
подрастающего поколения к особенностям социальных и технологических перемен.
Основой
реализации программы развития Центра является педагогика среды. Такой подход
позволяет организовывать социокультурную среду, окружающую ребенка, где детская
личность является субъектом воспитания, располагающей возможностями овладения
формами, методами и способами практической деятельности.
Под
развитием социокультурной среды в обучении и воспитании учащихся мы понимаем
систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство
диагностики, проектирования и продуцирования результата личностного развития
учащихся с учетом разновозрастных особенностей.
Эффективность
развития социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения,
ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к
темпам социальных и технологических перемен возможна при наличии следующих
компонентов.
Жизнетворчество
– включение детей в решение реальных
проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни,
создание среды жизни.
Социализация
– вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных
способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей,
формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения.
Культурная
идентификация – востребование культурных способностей и свойств личности,
актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание
помощи в обретении им черт человека культуры.
Духовно-нравственное
развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование
внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести,
собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и
злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.
Индивидуализация
– поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого
потенциала, становление личностного образа учащегося.
Стратегией программы развития является формирование и
реализация в Центре гибкой образовательной модели, которая будет направлена на
комплексное обеспечение интересов и потребностей детей в сфере дополнительных
образовательных услуг, создание наилучших условий для развития каждого ребенка,
формирования гражданской позиции детей и подростков.
Реализация
такой стратегии заключается в достижении и поддержке устойчивого и стабильного
темпа роста контингента детей, объема оказания услуг и обновление
образовательного процесса в предложении учащимся каких-либо нововведений. Такая стратегия рассчитана на
удовлетворение разнообразных потребностей за счет высокого качества услуг.
Основная задача стратегии – охватить как можно больше потребителей услуг.
Большое значение придается поиску новых способов работы с одаренными детьми.
Таким образом, погруженный в такую среду
одаренный выпускник Центра «Созвездие» - личность, адаптированная к условиям современной жизни, способная к
решению профессиональных задач, уважающая традиции родного региона,
подготовленная к жизнетворчеству в социуме. Центр творческого развития детей и
юношества обеспечивает подготовленность выпускника к самостоятельной
познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре
проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества,
формирует инновационное мышление (готовность к
инновационной деятельности или изменениям, позитивное отношение к инновациям,
способность к творческой деятельности, интерес к научным исследованиям,
направленность на созидание, способность ставить цели и планомерно их
достигать, прагматичность, способность к преобразовательной деятельности).
Педагоги Центра осуществляют постоянный творческий поиск в
создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья
одаренность на настоящий момент не проявилась, а также просто способных детей,
в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в
развитии их способностей. Педагогами постоянно осуществляется педагогический
поиск в разработке авторских технологий работы с детьми, разрабатываются и
внедряются программы организации детского творчества, в том числе
научно-исследовательской деятельности.
Система
работы по выявлению и сопровождению одаренных детей в Центре пособствует
развитию творческих, интеллектуальных и организаторских способностей детей,
моделированию для них ситуации успеха, что позволяет приобрести ребенку чувство
уверенности, собственной ценности, следовательно, внутренней и социальной
защищенности по отношению к современному миру, а значит быть более жизне- и
конкурентоспособным.
Список литературы:
- Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 7
Комментарии: