» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич, кандидат педагогических наук
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Военно-патриотическое воспитание как аспект формирования модели выпускника института росгвардии

Статья просмотрена: 987 раз

УДК 378.1

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ИНСТИТУТА РОСГВАРДИИ

Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

кандидат педагогических наук,

Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии

Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматриваются критерии эффективности военно-патриотического воспитания будущих офицеров Росгвардии. Приводятся, в качестве примера, основные направления, по которым осуществляется патриотическое воспитание в военных институтах войск национальной гвардии. Раскрывается система подготовки и формирования морально – нравственных, психологических, военно – технических и физических смоделированных качеств у курсантов.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, курсанты Росгвардии, профессиональная подготовка.

 

Современная концепция высшего образования в области профессиональной подготовки офицеров войск национальной гвардии предполагает комплексный подход к формированию всесторонне развитой личности. Актуальной задачей современного патриотически-ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли курсанта в своем нравственно-патриотическом развитии. Как отмечает А.К. Быков, «без отражения активной субъектной позиции молодежи в условиях жизни в современном обществе дезавуируется демократический характер воспитания молодого поколения в нашей стране, игнорируются важнейшие принципы воспитания: гуманизации воспитательного процесса; ценностно-демократической ориентации управления процессом развития воспитания…»[1]. Важное место в ней отводится военно-патриотическому воспитанию. Эффективность работы всего педагогического коллектива ВУЗа по воспитанию у курсантов патриотизма находится в прямой зависимости от того, насколько продумано и педагогически целесообразно каждый руководитель организует эту работу, насколько разнообразны её формы и методы, как дифференцировано она ведётся с различными категориями будущих офицеров. Чётко спланированная работа профессорско-педагогического состава и курсовых офицеров по военно-патриотическому воспитанию позволит смоделировать качества, необходимые современному военному специалисту, офицеру, патриоту, защитнику Родины. Для реализации данных качеств, педагогический коллектив должен использовать в своей работе целый комплекс принципов, ценностей и идей (установок) военно-политического, экономического, морально-психологического и других, совместимых с национальным историческим наследием и связанных с национальными интересами нашего государства. В данной работе имеются ввиду такие приоритеты как концепция национальной безопасности, концепция общественной жизни, концепция динамического экономического развития, концепция здорового образа жизни. Отсюда следует, что весь учебно-воспитательный процесс в военном институте должен рассматриваться как система подготовки и формирования поставленных смоделированных качеств у курсантов: морально – нравственных, психологических, военно – технических и физических.

Если коллектив, который занимается обучением и воспитанием, будет ставить задачи на привитие у курсантов чувства ответственности за судьбу своей страны, верности воинскому долгу, готовности к её защите, мы выйдем на формирование морально-нравственных качеств. Развивая память, внимание, сообразительность, ответственность, творческий подход к порученному делу, высокую дисциплину, инициативность, мы выйдем на креативность мышления и психологические качества. Вооружая будущих офицеров глубокими знаниями в области военного дела, а также в области гуманитарных дисциплин мы выйдем на формирование боевых качеств. И наконец, развивая у курсантов ловкость, силу, выносливость, гибкость и другие качества на занятиях физической подготовки, мотивируя у них эту деятельность как средство сохранения и укрепления здоровья, мы выйдем на развитие военно-физических качеств и сформируем потребность в ведении здорового образа жизни.

По определению С. Д. Полякова, с психологической точки зрения патриотизм понимается так: «это чувство, и, следовательно, его структурные составляющие должны носить чувственный, эмоциональный характер. Базовых составляющих чувства патриотизма - три: принятие страны, её истории, культуры своей, моей, нашей; чувство принадлежности ко всему позитивному в стране, её культуре; гордость за её достижения» [2, с. 118]. Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:

- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;

- историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

- политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны, места и роли Росгвардии в политической системе общества и государства;

- воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

- профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;

- психологическое - формирование у будущих офицеров высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы.

В свою очередь, патриотическое воспитание определяется как «целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите» [3, с. 90]. В качестве главной целевой установки военно-патриотического воспитания выступает идеал современного офицера, обладающего вышеназванными качествами. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [3, с. 37].

Для отслеживания эффективности работы педагогического коллектива в данном направлении (сформированные качества личности, модели офицера) необходимо проводить мониторинг, используя выработанные критерии эффективности военно – патриотического воспитания.

Критерии эффективности военно-патриотического воспитания:

1) Наличие у курсантов знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной;

2) Формирование личностных качеств, рассматриваемых как критерий эффективности военно-патриотического воспитания;

3) Активность в военно-патриотических мероприятиях, как фактор формирования всесторонней готовности к выполнению воинского долга.

4) Сознательный выбор курсантами военной профессии;

5) Самовоспитание будущих офицеров как показатель их активного, сознательного отношения к своему воинскому долгу;

Таким образом, при правильной постановке задач и научном системном подходе к организации воспитательной аудиторной и внеаудиторной деятельности в военном институте, можно качественно выполнять социальный заказ общества по формированию модели офицера.



Список литературы:

  1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.
  2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: монография. М.: Новая школа, 2003. 304 с.
  3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: