» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Мартынова Галина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

Статья просмотрена: 25 раз
Дата публикации: 11.11.2018

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Мартынова Галина Александровна

студент

Научный руководитель: Ю. В. Кобазова

доцент ТИ (ф)

ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова», г.Нерюнгри

 

Аннотация. Статья раскрывает актуальность проблемы коррекционно-педагогической помощи детям со сниженным зрением. Охарактеризованы проблемы лиц с нарушением зрения.

Перечислены основные критерии для детей с ограниченными возможностями, принципы и направления коррекционной работы с данной категорией лиц, основные факторы, препятствующие интеграции в процессе обучения и причины возникновения трудностей во время образовательно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: образование, социализация, специальные коррекционно- образовательные учреждения, дети с нарушение зрения, тифлопедагогическая практика, компенсаторные возможности, коррекционно-педагогическая работа абилитация, реабилитация, коррекционно-психолого-педагогическая помощь.

 

В современном быстроменяющемся мире детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше с каждым годом. Данная тенденция весьма тревожна и предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, а также открытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые могут обеспечить формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, их интеграцию в образовательную среду.

Создание условий для получения необходимого уровня образования детьми этой категории с учётом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, являющейся наиболее актуальной на сегодняшний день[1].

Нарушения зрения относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, амблиопией и дальнозоркостью. И с каждым годом количество их растёт.

Охарактеризовать лиц с нарушением зрения можно по наличиям следующих  проблем: проблемы с восприятием объектов, снижение полноты, целостности и скорости восприятия; проблема снижения дифференцировки и зрительной сосредоточенности; серьёзные проблемы при определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов; проблемы медленного запоминания, но информация дольше сохраняется в их памяти; трудности при установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что приводит к ухудшению возможности развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Согласно данным различных исследований в этой сфере для данной категории лиц с ОВЗ характерными являются [4, с.29-33]:

  1. Ограниченность представлений об окружающем мире.
  2. Недостаточный уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины или композиции, включающей большое количество героев или деталей.
  3. Сложности в выделении первого и второго планов изображения.
  4. Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).
  5. Трудности в пространственной ориентировке.
  6. Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации, ведущий к нарушениям мелкой моторики и координации движений.
  7. Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов. Плохое запоминание букв и цифр.
  8. Недостаточный уровень умения следовать инструкции.

Поэтому, содержание и основные дидактические приёмы коррекционной работы со слабовидящими детьми строятся дифференцированно и опираются на возраст, состав и структуру нарушенных функций, особенности восприятия учебного материала, ориентировке в пространстве, что позволяет скорректировать или компенсировать обнаруженные недостатки развития.

В рамках реализации коррекционно-психолого-педагогической помощи детям с нарушение зрения необходимо после обнаружения нарушения развития, необходимо получить специальную психолого-педагогическую        помощь. При  нарушении зрения необходимо использовать специальные методы и приемы средств обучения, а так же специализированные компьютерные технологии. Детям требуется более индивидуализированное обучение, чем для нормально развивающегося ребенка, организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, то есть с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников. Необходима организация  особой пространственной и временной образовательной среды, расширение образовательного пространства за пределы образовательных учреждений. Необходимо вводить в содержание обучения специальные разделы, которые отсутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников. Необходимо вводить специальные коррекционные виды занятий, которые не входят в программу образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные наглядные средства, которые рассчитаны на полисенсорное восприятие учебного материала. Родителям ребенка необходимо включиться в процесс образования, а так же работа со специалистами данной сферы [2].

Таким образом, коррекционно - педагогическая работа со слепыми и слабовидящими представляет симбиоз педагогических, психологических, коррекционных методов работы, направленных на формирование и развитие социально - адаптивных навыков, т.е. на социальную абилитацию и/или реабилитацию детей с нарушением зрения, осуществляющейся в рамках системы социальной реабилитации.

 



Список литературы:

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». [Интернет- ресурсы] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/#review (дата обращения: 22.02.2018.).
  2. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Дефектология. -2012. - № 6. – 745 с.
  3. Денискина, В.З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения. Учебно- методическое пособие[Текст] / В.З. Денискина. – М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2016.-328с.
  4. Карелова, Г.Н. Государственная политика в интересах детей: особенности, приоритеты, перспективы // Семья в России. 2018. №1. – 521 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: