» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Мартынова Галина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
Дата публикации: 11.11.2018
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Мартынова
Галина Александровна
студент
Научный
руководитель: Ю. В. Кобазова
доцент ТИ (ф)
ГАОУ ВПО «СВФУ
им. М.К. Аммосова», г.Нерюнгри
Аннотация.
Статья раскрывает актуальность
проблемы коррекционно-педагогической помощи детям со сниженным зрением.
Охарактеризованы проблемы лиц с нарушением зрения.
Перечислены основные критерии для
детей с ограниченными возможностями, принципы и направления коррекционной
работы с данной категорией лиц, основные факторы, препятствующие интеграции в
процессе обучения и причины возникновения трудностей во время образовательно-воспитательного
процесса.
Ключевые
слова: образование, социализация, специальные
коррекционно- образовательные учреждения, дети с нарушение зрения,
тифлопедагогическая практика, компенсаторные возможности,
коррекционно-педагогическая работа абилитация, реабилитация,
коррекционно-психолого-педагогическая помощь.
В современном быстроменяющемся мире
детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше с каждым годом.
Данная тенденция весьма тревожна и предполагает создание в образовательных учреждениях
специальных условий, а также открытие специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, которые могут обеспечить формирование доступной
среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, их
интеграцию в образовательную среду.
Создание условий для получения
необходимого уровня образования детьми этой категории с учётом их
психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в
области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья, являющейся наиболее актуальной на сегодняшний день[1].
Нарушения зрения относятся к наиболее
распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства
здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями
глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, амблиопией и
дальнозоркостью. И с каждым годом количество их растёт.
Охарактеризовать лиц с нарушением
зрения можно по наличиям следующих
проблем: проблемы с восприятием объектов, снижение полноты, целостности
и скорости восприятия; проблема снижения дифференцировки и зрительной
сосредоточенности; серьёзные проблемы при определении цвета, формы, величины и
пространственного расположения предметов; проблемы медленного запоминания, но
информация дольше сохраняется в их памяти; трудности при установлении
причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что приводит к
ухудшению возможности развития мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение).
Согласно данным различных исследований
в этой сфере для данной категории лиц с ОВЗ характерными являются [4, с.29-33]:
- Ограниченность представлений об окружающем мире.
- Недостаточный уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины или композиции, включающей большое количество героев или деталей.
- Сложности в выделении первого и второго планов изображения.
- Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель).
- Трудности в пространственной ориентировке.
- Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации, ведущий к нарушениям мелкой моторики и координации движений.
- Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов. Плохое запоминание букв и цифр.
- Недостаточный уровень умения следовать инструкции.
Поэтому, содержание и основные
дидактические приёмы коррекционной работы со слабовидящими детьми строятся
дифференцированно и опираются на возраст, состав и структуру нарушенных
функций, особенности восприятия учебного материала, ориентировке в
пространстве, что позволяет скорректировать или компенсировать обнаруженные
недостатки развития.
В рамках реализации коррекционно-психолого-педагогической
помощи детям с нарушение зрения необходимо после обнаружения нарушения
развития, необходимо получить специальную психолого-педагогическую помощь. При нарушении зрения необходимо использовать
специальные методы и приемы средств обучения, а так же специализированные
компьютерные технологии. Детям требуется более индивидуализированное обучение,
чем для нормально развивающегося ребенка, организация учебно-воспитательного и
коррекционно-компенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, то
есть с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников. Необходима
организация особой пространственной и
временной образовательной среды, расширение образовательного пространства за
пределы образовательных учреждений. Необходимо вводить в содержание обучения
специальные разделы, которые отсутствуют в программах образования нормально
развивающихся сверстников. Необходимо вводить специальные коррекционные виды
занятий, которые не входят в программу образования нормально развивающихся
сверстников, использовать специальные наглядные средства, которые рассчитаны на
полисенсорное восприятие учебного материала. Родителям ребенка необходимо включиться
в процесс образования, а так же работа со специалистами данной сферы [2].
Таким образом, коррекционно - педагогическая
работа со слепыми и слабовидящими представляет симбиоз педагогических,
психологических, коррекционных методов работы, направленных на формирование и
развитие социально - адаптивных навыков, т.е. на социальную абилитацию и/или
реабилитацию детей с нарушением зрения, осуществляющейся в рамках системы
социальной реабилитации.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». [Интернет- ресурсы] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/#review (дата обращения: 22.02.2018.).
- Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Дефектология. -2012. - № 6. – 745 с.
- Денискина, В.З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения. Учебно- методическое пособие[Текст] / В.З. Денискина. – М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2016.-328с.
- Карелова, Г.Н. Государственная политика в интересах детей: особенности, приоритеты, перспективы // Семья в России. 2018. №1. – 521 с.
Комментарии: