» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Шавтикова Залина Адльбиевна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблема взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

Статья просмотрена: 10 раз
Дата публикации: 19.11.2018

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Шавтикова Залина Адльбиевна

студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. Формирование эффективной системы местного управления в современных условиях представляется необходимым элементом системы развития гражданского общества в нашей стране. Значимость проектов взаимодействия местной власти и некоммерческих организаций позволит расширить рамки гражданской активности населения и позволит задействовать дополнительные механизмы, направленные на решение социально значимых проблем. В статье анализируются правовые и социальные инструменты взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

Ключевые слова: Общественные организации, гражданское общество, местное самоуправление, партисипативность.

 

Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом общества к негосударственным, неправительственным, общественным организациям, которые после развала советского союза обрели второе рождение. Одним из показателей, характеризующих степень развития гражданского общества, является уровень участия населения в деятельности общественных, негосударственных и неправительственных организаций.

Существенная часть муниципальных образований в субъектах Российской Федерации в настоящее время испытывает дефицит средств и материальных ресурсов, которые необходимы в целях разработки и реализации программ социального и экономического развития, направленные на решение вопросов местного значения, а также для осуществления вложений в развитие соответствующих регионов. В связи с тем, что размер финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения муниципальными образованиями установленных обязательств, не соответствует уровню их реальных потребностей, а дотации от государства не покрывают всех расходов.

Деятельность муниципальных образований невероятна важна для нашей страны. Именно на базе деятельности таких субъектов муниципального права, как сельские и городские поселения строится деятельность в первую очередь субъектов Российской Федерации, а за ними и деятельность всего государства.

Большинство правоведов в содержание категории гражданское общество интегрировали тезис о функционировании общественных организаций, отмечая, что «если граждане свободно могут выражать свое мнение, если могут создавать различные объединения – налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться гражданским обществом». Данное суждение отчасти было подтверждено неоднократным высказыванием видных общественных деятелей и руководителей государства, отмечавших позитивное влияние названных структур на развитие гражданского общества в России.

Несомненно, что приобщение граждан к осуществлению муниципального управления нужно рассматривать как одну из важнейших задач не только исключительно органов государственной и местной власти, но и непосредственно населения. Последовательная и систематическая работа органов муниципалитета будет плодотворной, если заинтересованность к осуществлению местной власти будет идти «снизу», от самого населения. Таким образом, для эффективной работы муниципалитетов необходимо, прежде всего, стремление и воля граждан, а также должностных лиц органов государственной и местной власти разрешать данную проблему совместными усилиями.

В субъектах РФ стали появляться региональные концепции развития гражданского общества, такие как: «концепция партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества»; «концепция развития взаимодействия органов местного самоуправления с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования; «концепция краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества» и другие.

Взаимодействие органов местного самоуправления и общественных организаций, в основном происходило в социокультурном пространстве и затрагивало социально обеспечительные правоотношения. Они включали совместное решение различных социально значимых проблем, организацию групп для разработки перспективных планов развития территорий, формирование мониторинговых центров для проведения экспертных, социологических, и маркетинговых исследований общественного мнения, подготовку совместных публичных мероприятий, выявление проблемных вопросов в экологической сфере, организацию и проведение дискуссионных площадок с участием местных властей и общественных организаций.

В последнее десятилетие вопросы организационного характера стали предметом совместной деятельности органов местного самоуправления и негосударственных, неправительственных, общественных организаций. Они охватывали широкий спектр правоотношений, среди которых можно выделить:

  1. отношения по упорядочиванию правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений;
  2. разработку локальных программ охраны и использования земель;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;

На современном этапе деятельность органов местного самоуправления, и общественных организаций была тесно связана с функционированием системы социального партнерства, которая проявляется как форма взаимодействия социально-политических механизмов межсекторной организации. На местном уровне это проявлялось в реализации социально обеспечительных правоотношений связанных с повышением качества жизни населения, в формировании отношений партнерства, доверия и диалога местных органов самоуправления и общественных организаций.

Развитие и активность некоммерческих организаций (НКО) позволяет трансформировать энергию общественного участия в ресурс решения вопросов местного значения, в стратегический механизм социально-экономического развития города. Это возможно в том случае, если городскими властями будут созданы определенные условия, которые можно представить как систему партисипативного управления. Она основана на расширении полномочий общественных институтов и участия объединений горожан в принятии решений по вопросам, важным для жизнеобеспечения города и повышения качества жизнедеятельности населения.

Партисипативное управление дает НКО возможность взять на себя ответственность за риски и успехи, связанные с реализацией стратегии городского развития, городских целевых программ и проектов. Оно способствует политической социализации населения, постепенно выводя его из «детской» иждивенческой позиции в позицию грамотного и бережливого потребителя, с одной стороны, непосредственного участника процессов развития культуры городского общежития – с другой стороны, и в итоге – компетентного партнера органов местной власти в разработке и принятии решений, учитывающих интересы общества.

В контексте муниципального управления партисипативность – это вовлечение населения в процесс осуществления местного самоуправления через определенные законом формы участия, через добровольческие инициативы, общественную деятельность, общественно полезный труд. Однако существует проблема стимулирования населения к осуществлению общественно полезного труда – деятельности сверх основных функций. Это одно из важнейших условий повышения эффективности местного самоуправления как власти самого населения – основного субъекта управления.

В процессе анализа механизмов совершенствования эффективности органов местного самоуправления, посредством их взаимодействия с некоммерческими организациями (НКО) позволяет сделать следующий вывод: общественные объединения являются полноправным субъектом при решении проблем местного значения. Помимо этого, должно осуществляться финансирование таких направлений деятельности, как участие представителей НКО в качестве экспертов в муниципальных органах, которые определяют направления социальной политики, подготавливают муниципальные правовые акты, формируют и реализуют социальные программы.

Некоммерческие организации могут дать свои заключения о документе или выступить на слушаниях и т.п.; участвовать в реализации совместных проектов (программ), построении муниципальных сетевых структур для обеспечения сотрудничества муниципальных организаций и НКО, в работе консультативных комитетов для обмена информацией и координации процесса предоставления социальных услуг.

Когда стороны социального партнерства четко осознают свои интересы, то их совместная деятельность становится фактором реальных общественных изменений. Это особенно важно в условиях ускорения темпов глобальных перемен и усиления социально-экономической неопределенности жизни страны, региона, города.

 



Список литературы:

  1. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 143.
  2. Фомин А.Ю., Аминов И.Р. Муниципальная собственность как объект взыскания // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2015. № 4. С. 183-188.
  3. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. 2014. № 3 (3). С. 39-44.
  4. Мироненко Н.В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — № 4. — С.131— 141.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: