» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Шавтикова Залина Адльбиевна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблема взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.
Дата публикации: 19.11.2018
ПРОБЛЕМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Шавтикова Залина Адльбиевна
студентка 4 курса учетно-финансового
факультета
Научный руководитель: Клишина Ю.Е.
к.э.н.,
кафедры финансы, кредит и страховое дело
Ставропольский государственный аграрный
университет, г.Ставрополь
Аннотация.
Формирование эффективной системы местного управления в современных условиях
представляется необходимым элементом системы развития гражданского общества в
нашей стране. Значимость проектов взаимодействия местной власти и
некоммерческих организаций позволит расширить рамки гражданской активности
населения и позволит задействовать дополнительные механизмы, направленные на
решение социально значимых проблем. В статье анализируются правовые и социальные
инструменты взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими
организациями.
Ключевые
слова: Общественные организации, гражданское общество, местное
самоуправление, партисипативность.
Актуальность выбранной темы
определяется возросшим интересом общества к негосударственным,
неправительственным, общественным организациям, которые после развала советского
союза обрели второе рождение. Одним из показателей, характеризующих степень
развития гражданского общества, является уровень участия населения в
деятельности общественных, негосударственных и неправительственных организаций.
Существенная часть муниципальных
образований в субъектах Российской Федерации в настоящее время испытывает
дефицит средств и материальных ресурсов, которые необходимы в целях разработки
и реализации программ социального и экономического развития, направленные на
решение вопросов местного значения, а также для осуществления вложений в
развитие соответствующих регионов. В связи с тем, что размер финансовых и иных
ресурсов, необходимых для исполнения муниципальными образованиями установленных
обязательств, не соответствует уровню их реальных потребностей, а дотации от
государства не покрывают всех расходов.
Деятельность муниципальных
образований невероятна важна для нашей страны. Именно
на базе деятельности таких субъектов муниципального права, как сельские и
городские поселения строится деятельность в первую очередь субъектов Российской
Федерации, а за ними и деятельность всего государства.
Большинство правоведов в
содержание категории гражданское общество интегрировали тезис о
функционировании общественных организаций, отмечая, что «если граждане свободно
могут выражать свое мнение, если могут создавать различные объединения – налицо
такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться
гражданским обществом». Данное суждение отчасти было подтверждено неоднократным
высказыванием видных общественных деятелей и руководителей государства, отмечавших
позитивное влияние названных структур на развитие гражданского общества в
России.
Несомненно, что приобщение
граждан к осуществлению муниципального управления нужно рассматривать как одну
из важнейших задач не только исключительно органов государственной и местной
власти, но и непосредственно населения. Последовательная и систематическая
работа органов муниципалитета будет плодотворной, если заинтересованность к
осуществлению местной власти будет идти «снизу», от самого населения. Таким
образом, для эффективной работы муниципалитетов необходимо, прежде всего,
стремление и воля граждан, а также должностных лиц органов государственной и
местной власти разрешать данную проблему совместными усилиями.
В
субъектах РФ стали появляться региональные концепции развития гражданского
общества, такие как: «концепция партнерства органов государственной власти,
органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций
по развитию гражданского общества»; «концепция развития взаимодействия органов местного
самоуправления с общественными и иными некоммерческими организациями,
осуществляющими деятельность на территории муниципального образования;
«концепция краевой целевой программы поддержки развития гражданского общества»
и другие.
Взаимодействие органов местного
самоуправления и общественных организаций, в основном происходило в социокультурном пространстве и затрагивало социально
обеспечительные правоотношения. Они включали совместное решение различных
социально значимых проблем, организацию групп для разработки перспективных
планов развития территорий, формирование мониторинговых центров для проведения
экспертных, социологических, и маркетинговых исследований общественного мнения,
подготовку совместных публичных мероприятий, выявление проблемных вопросов в
экологической сфере, организацию и проведение дискуссионных площадок с участием
местных властей и общественных организаций.
В последнее десятилетие вопросы
организационного характера стали предметом совместной деятельности органов
местного самоуправления и негосударственных, неправительственных, общественных организаций. Они охватывали широкий спектр
правоотношений, среди которых можно выделить:
- отношения по упорядочиванию правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, городских и сельских поселений;
- разработку локальных программ охраны и использования земель;
- обеспечение противопожарной безопасности;
На современном этапе
деятельность органов местного самоуправления, и общественных организаций была
тесно связана с функционированием системы социального партнерства, которая
проявляется как форма взаимодействия социально-политических механизмов
межсекторной организации. На местном уровне это проявлялось в реализации
социально обеспечительных правоотношений связанных с повышением качества жизни
населения, в формировании отношений партнерства, доверия и диалога местных
органов самоуправления и общественных организаций.
Развитие и активность
некоммерческих организаций (НКО) позволяет трансформировать энергию
общественного участия в ресурс решения вопросов местного значения, в
стратегический механизм социально-экономического развития города. Это возможно
в том случае, если городскими властями будут созданы определенные условия,
которые можно представить как систему партисипативного
управления. Она основана на расширении полномочий общественных институтов и
участия объединений горожан в принятии решений по вопросам, важным для
жизнеобеспечения города и повышения качества жизнедеятельности населения.
Партисипативное
управление дает НКО возможность взять на себя ответственность за риски и
успехи, связанные с реализацией стратегии городского развития, городских
целевых программ и проектов. Оно способствует политической социализации
населения, постепенно выводя его из «детской» иждивенческой позиции в позицию
грамотного и бережливого потребителя, с одной стороны, непосредственного
участника процессов развития культуры городского общежития – с другой стороны,
и в итоге – компетентного партнера органов местной власти в разработке и принятии
решений, учитывающих интересы общества.
В контексте муниципального
управления партисипативность – это вовлечение
населения в процесс осуществления местного самоуправления через определенные
законом формы участия, через добровольческие инициативы, общественную
деятельность, общественно полезный труд. Однако существует проблема
стимулирования населения к осуществлению общественно полезного труда –
деятельности сверх основных функций. Это одно из важнейших условий повышения
эффективности местного самоуправления как власти самого населения – основного
субъекта управления.
В процессе анализа
механизмов совершенствования эффективности органов местного
самоуправления, посредством их взаимодействия с некоммерческими организациями
(НКО) позволяет сделать следующий вывод: общественные объединения являются
полноправным субъектом при решении проблем местного значения. Помимо этого,
должно осуществляться финансирование таких направлений деятельности, как
участие представителей НКО в качестве экспертов в муниципальных органах,
которые определяют направления социальной политики, подготавливают
муниципальные правовые акты, формируют и реализуют социальные программы.
Некоммерческие организации
могут дать свои заключения о документе или выступить на слушаниях и т.п.;
участвовать в реализации совместных проектов (программ), построении
муниципальных сетевых структур для обеспечения сотрудничества муниципальных
организаций и НКО, в работе консультативных комитетов для обмена информацией и
координации процесса предоставления социальных услуг.
Когда стороны социального
партнерства четко осознают свои интересы, то их совместная деятельность
становится фактором реальных общественных изменений. Это особенно важно в
условиях ускорения темпов глобальных перемен и усиления социально-экономической
неопределенности жизни страны, региона, города.
Список литературы:
- Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 143.
- Фомин А.Ю., Аминов И.Р. Муниципальная собственность как объект взыскания // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2015. № 4. С. 183-188.
- Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. 2014. № 3 (3). С. 39-44.
- Мироненко Н.В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — № 4. — С.131— 141.
Комментарии: