» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Кижаева Полина Николаевна , Студент 2 курса магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Государственная служба и проблема определения видов государственной службы

Статья просмотрена: 1572 раз

УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кижаева Полина Николаевна

Студент 2 курса магистратуры

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ

г. Пятигорск

 

Аннотация: В статье рассматривается понятия и признаки государственной службы. Автор обращает внимание на сложности с определением видов государственной службы после введения с 1 января 2016 года понятия «иные виды государственной службы. Автор делает вывод о необходимости доработки законодательства в сфере регулирования государственной службы.

Ключевые слова: государственный служащий,  государственная служба, федеральный закон.

 

Государственная служба, несомненно, является важнейшей составляющей успешного и сбалансированного функционирования государства. Государственные служащие, занимающие различные должности в различных учреждениях, реализуют свои обязанности во благо своей страны. Между тем, очень часто возникают трудности с определением понятия «государственная служба» и далеко не каждый человек понимает, кого можно относить к государственным служащим.

Основным законом в сфере государственной службы является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющий государственную службу, как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации [4].

В юридической литературе можно найти множество определений и подходов к понятию «государственная служба». Так, известный советский и российский юрист, доктор юридический наук Д.М.Овсянко определяет государственную службу, как «вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности», в основе которой лежит цель содействия реализации задач и функций конкретного государственного органа, службы, организации, в которой служащий проходит службу [7, с.41].

Старилов Ю.Н отводит государственной службе определяющую роль в системе государственного управления и определяет данный институт как «важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива», предназначенного для обеспечения «движения» государственного управления» [9, с. 12].

Наиболее традиционным считается определение государственной службы, предложенное В. М. Манохиным: «Государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства» [6, с. 67].

Государственная служба как вид трудовой деятельности отличается следующими признаками: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы [5, с. 110].

Законодатель относит к государственной службе государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов, при этом два последних вида службы называют федеральной государственной службой.

В Федеральном законе РФ  от 27.07.2004 № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе»  гражданский государственный  служащий определяется как «гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» [2].

В 2015 году вместо понятия правоохранительная служба было введено понятие « служба иных видов». Вместе с тем, это понятие довольно обтекаемо и не уточнено в законодательстве. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не содержит определение понятия данного вида службы. Однако, следует также уточнить, что в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признания утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» несколько раз вместо словосочетания «правоохранительная служба»  употреблено «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» [10, с. 56]. Из чего следует вывод о том, что к государственной службе иных видов относится государственная служба, осуществляемая в органе, связанном с правоохранительной деятельностью.

Можно выделить следующие признаки правоохранительной деятельности относятся:

1.                защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;

2.                осуществление на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;

3.                осуществление специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом;

4.                осуществление от имени государства и связь с применением мер государственного принуждения [8, с. 15].

Таким образом, к государственной службе иных видов, в первую очередь, относится служба в:

- прокуратуре;

- Следственном комитете РФ;

- в органах внутренних дел;

- в таможенных органах;

- в управлениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

-  в федеральной противопожарной службе;

- в войсках национальной гвардии лица, имеющие специальные звания полиции [11, с. 57].

Также стоит отметить, что понятие «военнослужащий» по-разному трактуется в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Так, согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  к военнослужащим отнесены прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы [3], а в Федеральном законе  «О воинской обязанности и военной службе» данные категории не названы в качестве военнослужащих[1].

Подводя итоги, стоит отметить, что на сегодняшний день государственная гражданская служба является наиболее урегулированным с правовой точки зрения и систематизированным по перечню должностей видом государственной службы. В отношении военной службы и государственной службы иных видов эти вопросы еще предстоит решить. Следует конкретизировать понятие «иных видов службы» и определить, какие категории служащих и должностей относятся к военной службе, а какие в службе иных видов.

 



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // "Парламентская газета", № 140-141, 31.07.2004.
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
  4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газета. - № 98, 31.05.2003.
  5. Катаева В.И., Родионова А.Б.. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления // Материалы ивановских чтений, № 1 (6). – 2016 - С. 108-113.
  6. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
  7. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. – 287 с.
  8. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. В.М. Бозрова. М.: Юрайт, 2015. – 424 с.
  9. Старилов Ю.Н. Административное право — на уровень правового государства Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
  10. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, менеджмент и право. – 2016. - № 3-4. - С. 55-57.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: