» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Черкашина Надежда Александровна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сохранить природу-сохранить жизнь
Дата публикации: 21.11.2018
СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ - СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ
Черкашина Надежда Александровна
Медведева Анжела Михайловна
воспитатели
Муниципальное
бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» п.Ивня, Белгородская область
Аннотация. Целью экологического воспитания является – уровень
экологической культуры ребенка, формированием отношения к окружающей
действительности, основанное на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир
нравственных идей.
Ключевые
слова: воспитание, экология, вода,
природа, культура, проблема, человек, любовь, Родина.
Как может измениться уровень
экологической культуры в ближайшем будущем? Основная задача научить детей
бережно относиться к природе, для этого надо воспитывать экологическую культуру
и ответственность, начиная с раннего возраста, так как в это время полученные
знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Самая серьезная
экологическая проблема, которая постоянно обсуждается в СМИ, является
загрязнение воды в водоемах, как естественных, так и искусственных.
Естественные водоемы, используют, как источники питьевой воды, а искусственные
открывают возможность для разведения и ловле рыб, одновременно являясь и
местами отдыха людей. Но в последние годы экологическое состояние прудов, стало
неблагоприятным, так как не проводится своевременная их очистка и
благоустройство прилегающих территорий. Самые распространенные загрязнения -
это сельскохозяйственные и бытовые, данные
загрязнения возникают в результате проведения сельскохозяйственных работ
(удобрения почвы и обработка растений ядохимикатами) на своих приусадебных
участках, расположенных рядом с водоемами, что в дальнейшем приводит к его
заражению. А попадания в пруды органических и минеральных веществ содержащих
азот и фосфор, служат питанием для водорослей, которые разрастаются и в этом
случае вся экосистема водоема может погибнуть. Так же бытовой мусор,
выбрасывание умерших домашних животных, негативно сказывается на экологии
водоема. Люди порой не задумываются, что поддерживать чистоту водоемов и
территории вокруг них куда проще, чем восстанавливать и возвращать им жизнь
заново. Проблему эту можно частично разрешить, повышая экологическое и
нравственное воспитание детей, начиная с дошкольного возраста, привлекая
внимание к этому вопросу и объясняя последствия данных поступков.
Экологическое воспитание вытекает
из необходимости воспитывать экологическую культуру у детей, формировать новое
отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.
Нравственное воспитание заключает в себе воспитание человечности, доброты,
отзывчивости и ответственного отношения к природе и умении думать о завтрашнем
дне и ко всей экосистеме начиная с водоемов. Помнить, что водоем - это частица
нашей Родины.
- расширять у детей понимание взаимосвязи с природой и роль человека в экологической среде;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать у детей активную жизненную позицию, желание быть неравнодушным к судьбе своей малой Родины, ее экологическому состоянию, а в частности водоемов.
В нашем Социально-реабилитационном
центре разработаны занятия, экскурсии, беседы, диспуты, где мы учим
воспитанников понимать природу, чувствовать ее неповторимость, беречь ее
богатства, закладывая все основы экологического и нравственного воспитания по
отношению к своей Родине. Главная
задача для воспитателя донести до детей, что человек должен быть
другом природы. Ведь все начинается с малого,
порой достаточно, только сделать
свой первый «экологический» шаг, и полезные привычки плотно войдут в
повседневность. Учитывая, что у детей возраст совсем маленький, мы стараемся
доходчиво, при любом удобном случае, пробудить интерес к природе большой и
малой Родины. Повышением экологического и нравственного воспитания у детей
дошкольного возраста, послужили экологические проекты «Спасение пруда» и
«Благоустройство зоны отдыха», где наши воспитанники приняли активное участие
вместе с взрослыми, получив удовольствие от совместной работы и ощущения
принесенной пользы. Воспитанники и работники нашего центра своими силами
очистили от мусора прибрежные полосы водоема и лесную зону вблизи него, а так
же установили лавочки, столы, мусорные контейнеры на территории зоны отдыха. По
окончанию данных проектов, дети на занятиях по рисованию изготовили памятки
«Правила поведения у водоема», «Береги природу человек» и раздали жителям
поселка.
Результатом данных проектов,
является развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно
защищать, улучшать состояние водоема и облагораживать территорию вокруг него,
тем самым становясь лучше, чище и богаче душою. Данные проекты так же позволили
ребятам вспомнить, что водоемами надо не только любоваться, но и помогать им,
не исчезнуть с нашей планеты. Своим примером дети дошкольного возраста
попытались донести до жителей нашего посёлка, что каждый человек должен
принимать участие в спасении водоемов, как части ЭКО системы, мы не должны
забывать: человек и природа — это одно целое.
Список литературы:
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учебно- методическое пособие М., Рандеву ; 2000.
- Белов С.В. Охрана окружающей среды. М.,1995.- 34с.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. М., Тайдекс Ко, 2002.С.-86-100.
- Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997. –С.190.
- Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - № 8.- C.42–47
Комментарии: