» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Белых Татьяна Алексеевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание осознанного чувства патриотизма

Статья просмотрена: 25 раз
Дата публикации: 23.11.2018

ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА

Белых Татьяна Алексеевна

воспитатель

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

пвня, Белгородская область

 

Аннотация. Целью патриотического воспитания является формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей будущей семьи. Статья направлена  на воспитание у детей осознанного чувства патриотизма через  любовь к семье, родному дому, родной природе, родине и на формирование чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, родина, Отечество, духовно-нравственные ценности, традиции.

 

Любая страна, нация нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания граждан. При этом методы и формы видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России.

Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства, традиций, обычаев России как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Упал престиж воинской службы. Стала более заметной утрата у подрастающего поколения патриотического сознания. Поэтому важно уберечь подростков от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего у детей чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Одной из актуальных проблем современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Тема «Воспитание осознанного чувства патриотизма» направлена на формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей будущей семьи.   

Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию, формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей стране есть семьи, мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением социального положения семей. В результате:

  • утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа жизни;
  • во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;
  • в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства;
  • старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому поколению.

Решение этих проблем особенно актуально в условиях социально-реабилитационного центра, куда поступают дети из асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе, родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи, родному дому, затем к природе родного края, к малой родине, к Отечеству.

Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок  родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной поселок, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в духовной и эмоциональной  близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на благо родины.

В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка, формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть стихов, пословиц, поговорок.

Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту  и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о  родной природе, родине, написанные специально для младших школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.

Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их  внимание на достопримечательности, памятники погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из других сел и городов приезжают к нам в Ивню, чтобы увидеть памятники и поклониться воинам-героям, отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина»,  «Ивня – 245 лет на карте Белгородчины», инсценировка «Пусть мой поселок будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной край.

Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение младших школьников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству»,  «Урок мира», «День учителя», «День воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях как, чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.

Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-земляки в годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.

Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и   жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступе­нью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей младшего    школьного возраста осознанного чувства патриотизма, считаю умение воспитанников:

  • понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
  • осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
  • изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
  • уважать традиции старшего поколения;
  • понимать сущность социальных ролей.

Таким образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю, родине, Отчизне.

 



Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в школе» Москва// Просвещение // 1997 с. 34
  2. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в школе» Воронеж, 1998 с. 68 - 71
  3. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Москва // Просвещение // 1989 с.49-53, с.68-70
  4. Гайдина Л. И. «Патриотическое воспитание в начальной школе», Москва 2009 с.13
  5. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств» Москва //Просвещение// 1990 с.17
  6. Микрюков В.Ю «Военно-патриотическое воспитание в школе 1-11классы» М., 2009 с. 23 – 27, с. 58, 59
  7. Никулина В.И. «Я гражданин России» программа воспитания школьников, Белгород, 2002г с.11-13, с.26,27


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: