» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Белых Татьяна Алексеевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание осознанного чувства патриотизма
Дата публикации: 23.11.2018
ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
Белых Татьяна Алексеевна
воспитатель
МБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
п.Ивня, Белгородская область
Аннотация.
Целью патриотического воспитания является формирование у детей гражданского
отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где
человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей
будущей семьи. Статья направлена на
воспитание у детей осознанного чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родной природе,
родине и на формирование чувства настоящего гражданина, истинного патриота,
заботливого семьянина.
Ключевые слова:
патриотизм, патриотическое воспитание, родина, Отечество, духовно-нравственные
ценности, традиции.
Любая страна, нация нуждается в
наличии эффективной системы патриотического воспитания граждан. При этом методы
и формы видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических,
экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна
необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной
России.
Современная ситуация в России
характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией
духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных
ценностей, искусства, традиций, обычаев России как важнейших факторов
формирования гражданственности и патриотизма. Упал престиж воинской службы.
Стала более заметной утрата у подрастающего поколения патриотического сознания.
Поэтому важно уберечь подростков от перерастания протеста против накопившихся
проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу. В этих
условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего у детей
чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Одной из актуальных проблем
современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Тема
«Воспитание осознанного чувства патриотизма» направлена на формирование у детей
гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с
уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена
своей будущей семьи.
Семья формирует культурную,
высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность.
Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с
малых лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и
милосердию, формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей
стране есть семьи, мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих
детей. Это связано с ухудшением социального положения семей. В результате:
- утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа жизни;
- во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;
- в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства;
- старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому поколению.
Решение этих проблем особенно
актуально в условиях социально-реабилитационного центра, куда поступают дети из
асоциальных семей, где отсутствует общепринятая модель семейных отношений.
Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства
патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе,
родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в следующей
последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи, родному
дому, затем к природе родного края, к малой родине, к Отечеству.
Родной дом – сложное,
многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага,
которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где
он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом»
расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной поселок, позже не только
малая, но и большая многонациональная родина – Россия, гражданином которой
ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В
проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в
конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике
«День Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться
беречь и заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку,
потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для
чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к
родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики,
вносящие вклад на благо родины.
В. Д. Колесов в число
психологических оснований нравственности включает сформированный с детства
эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома
включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать,
целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни
ребенка, формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс
рисунков «Моя мама лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о
маме с заучиванием наизусть стихов, пословиц, поговорок.
Родной дом – это и
квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того чтобы
воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание
поддерживать чистоту и порядок в нем
необходимо формировать у каждого из них личностное отношение к дому как к
общечеловеческой ценности.
Необходимо обращать
внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к родному дому
являются песни о маме, о родной природе,
родине, написанные специально для младших школьников. Вместе с тем дети с
удовольствием слушают песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом»,
«Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.
Принцип – через малое к
большому – следует сохранять при воспитании любви к своему поселку, городу. В
ходе занятий я объясняю детям, что их поселок, лес, река, поле – частица
Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на достопримечательности, памятники
погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из других сел и городов
приезжают к нам в Ивню, чтобы увидеть памятники и поклониться воинам-героям,
отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с детьми как,
беседы «С чего начинается родина», «Ивня
– 245 лет на карте Белгородчины», инсценировка «Пусть
мой поселок будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной
край.
Важным средством
воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение младших
школьников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству», «Урок мира», «День учителя», «День
воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях как, чествование лучших
тружеников и мастеров своего дела, празднование профессиональных праздников,
праздников урожая, дней Призывника.
Отношение к воинам в
нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен
ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах истории нашего
края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-земляки в
годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме людей,
боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной
войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она
выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности
трудиться на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого
личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между
деятельностью одного человека и жизнью
всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что
организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей
любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви
и привязанности к родному дому в его первоначальном значении
служит первой ступенью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Результатами педагогической
деятельности по воспитанию у детей младшего
школьного возраста осознанного чувства патриотизма, считаю умение
воспитанников:
- понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
- осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
- изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
- уважать традиции старшего поколения;
- понимать сущность социальных ролей.
Таким образом,
формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого
семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю,
родине, Отчизне.
Список литературы:
- Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в школе» Москва// Просвещение // 1997 с. 34
- Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в школе» Воронеж, 1998 с. 68 - 71
- Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Москва // Просвещение // 1989 с.49-53, с.68-70
- Гайдина Л. И. «Патриотическое воспитание в начальной школе», Москва 2009 с.13
- Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств» Москва //Просвещение// 1990 с.17
- Микрюков В.Ю «Военно-патриотическое воспитание в школе 1-11классы» М., 2009 с. 23 – 27, с. 58, 59
- Никулина В.И. «Я гражданин России» программа воспитания школьников, Белгород, 2002г с.11-13, с.26,27
Комментарии: