» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Калашникова Ксения Сергеевна, Студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Кластерный подход к развитию туристко рекреационной сферы в городе Вологда

Статья просмотрена: 9 раз
Дата публикации: 21.11.2018

УДК 336.711

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСКО РЕКРИАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ ВОЛОГДА

Калашникова Ксения Сергеевна

магистрант 2 курса экономического факультета

Научный руководитель: Советов П.М.

док. экон. наук, профессор, г. Вологда

ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», гологда

 

Аннотация.  Обоснована модель кластерного подхода к развитию туриско рекреационного комплекса в городе Вологда. Определена  Структура туриско рекреационного кластера Насон -  город. Выполнена оценка факторов и условий развития туриско рекреационного комплекса  Насон - город.

Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационный кластер.

 

Введение. Северо-Западная часть России, благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов, обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом.

Северо-Западный федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. К округу примыкает арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации. СЗФО занимает выгодное геополитическое положение – граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. Площадь округа составляет 1686,9 тыс. кв. км (9,87% территории России), на его территории проживают 13,6 млн. человек [7, с.80].

Основная часть. Въездной туристский поток в Северо-Западный федеральный округ на в 2016 г. составил более 17,5 млн. посетителей. При этом все регионы существенно уступают регионам-лидерам по объему въездного потока. На долю Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской области в 2016 г. приходилось около 80% всего въездного потока в Северо-Западный федеральный округ.Турпоток в Северо-Западный федеральный округ установил рекорд по итогам 2017 года и превысил 18,5 млн человек, что на 1 млн человек больше, чем в 2016 году. Из этого числа около 7,5 млн человек посетили Петербург, 2 млн человек – Вологодскую область, 1,8 млн человек – Новгородскую область и 1,3 млн человек – Калининградскую область.

Развитие туризма в городе Вологде осуществляется на основе комплексного подхода, который может быть реализован с помощью кластеризации отрасли. Наличие и учет взаимосвязей расположенных на территории города отдельных туристских объектов позволяет объединить их в кластер, создание которого способно позиционировать город в качестве одного из туристских центров Северо-Западного федерального округа.

Туристско-рекреационный кластер города получил название в честь каменной крепости, заложенной по приказу царя Ивана Грозного в Вологде в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало название крепости – Насон-город.

Цель развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город» – объединить достопримечательности, памятники каменного и деревянного зодчества, парки и набережные, расположенные вдоль реки Вологды и в исторической части города, филиалы Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, выставку деревянного малоэтажного домостроения «Вологодская слобода», парк Мира в удобную сеть туристических маршрутов и создать крупную рекреационную зону в центре Вологды для вологжан и гостей города [8].

В туристско-рекреационном кластере «Насон-город» выделены:

- «Ядро» – организации, вокруг которых группируется кластер, осуществляющие производство и продвижение турпродукта. В городе работают областной историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, картинная галерея, три частных музея, областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина, галерея «Красный мост», центр культуры «Красный угол», две концертные организации. Наиболее привлекательными туристическими объектами являются ансамбли Вологодского кремля, дом-музей Петра I, комплекс «Вологодская слобода». Муниципальные учреждения в сфере туризма представлены «Центром содействия развитию предпринимательства и туризма» и «Центром народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад». Поддержку развитию туризма оказывают Вологодская торгово-промышленная палата, «Центр кластерного развития Вологодской области», «Бизнес-инкубатор».

- «Инфраструктура кластера» представлена 119 турфирмами (в том числе 24 туроператорами), 30 коллективными средствами размещения, 72 предприятиями общественного питания, 8 специализированными магазинами и 20 отделами по продаже сувенирной продукции и изделий народных художественных промыслов, внутригородским общественным транспортом, железнодорожным вокзалом и автовокзалом, аэропортом.

- Сфера образования включает подготовку по направлению «Туризм» и специальности «Гостиничный сервис» тремя организациями высшего образования и тремя организациями среднего профессионального образования.

Для формирования и развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город» существует ряд объективных предпосылок [2, с.188]:

1. Богатое культурно-историческое наследие. Вологда – древний город, обладающий особо ценным историческим наследием. Официальной датой основания Вологды считается 1147 год. В «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописце» Ивана Слободского повествуется о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье Троицкого монастыря «расстояния на полпоприща» от Ленивой площадки. Визитной карточкой города являются памятники деревянного и каменного зодчества.

2. Уникальные народные промыслы и ремесла. Всемирную известность и широкое признание снискало вологодское кружево. Кружевные изделия выполняются мастерами вручную по старинной технологии на коклюшках из экологически чистого северного льна и хлопковых волокон.

Вологда – центр льняного производства. В Вологде производят льняные одежду, обувь, аксессуары, превосходное постельное и столовое белье, полотенца, прихватки и различные сувениры.

Вологодская роспись – одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения северной природы – ягод, листьев, цветов.

Вологодское масло – еще одна визитная карточка города. В Вологодской сельскохозяйственной кооперацией создаваемой усилиями Н.В. Верещагиным был получен молочный продукт, в последствии именуемый Вологодским маслом. Данное масло сделано на молоке  коров вскормленных   на лесном  разнотравии и имеет ореховый привкус. Масло широко известно по всей россии, так и за ее пределами.[1, с.54].

Вологда славится и кружевной деревянной резьбой, украшающей старинные балконы и карнизы. Вологда бережно сохранила до наших дней настоящие шедевры художественной резьбы по дереву, которые можно увидеть буквально на каждом старинном фасаде дома, а также свои самобытные традиции и обычаи.

3. Вологда – родина многих выдающихся людей. Среди них поэты К.Н. Батюшков, Н.М. Рубцов, А.Я. Яшин; писатели В.А. Гиляровский, В.Т. Шаламов, В.И.Белов; ученые Ф.Ф. Фортунатов, Х.А. Чеботарев, М.Я. Мудров; авиаконструктор С.В. Ильюшин; космонавт П.И. Беляев; композитор В.А. Гаврилин, купец и меценат Х.С. Леденцов; маслодел и сыровар Н.В. Верещагин; географ и краевед П.И. Рычков и многие другие.

4. Вологда обладает незабываемым обаянием и своей уникальной атмосферой. В центральной части города Вологды красота среднерусской природы гармонично сочетается с многочисленными памятниками истории и архитектуры. Город наполнен зеленью, солнечным светом и чистым воздухом. Северная природа сочетается с уединенностью, тишиной и неспешным течением реки[4, с.52].

5. Вологда – центр сосредоточения фестивальной культуры и деловой жизни, продолжения древних традиций русской земли. В городе ежегодно проходят культурные события всероссийского и международного уровня, веселые праздники и ярмарки.

Целью Стратегии является создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей города в туристских услугах, и, как следствие, увеличение туристского потока в Вологду в три раза в период с 2014 по 2025 годы.

В основу Стратегии положены следующие принципы:

1. Преемственность. Стратегия базируется на результатах реализации Стратегии развития туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда – культурная столица Русского Севера» и является ее продолжением на качественно новом уровне.

2. Проектный подход. Каждое направление Стратегии включает проекты, которые структурированы и разделены на следующие группы:

Приоритетные проекты – проекты, направленные на решение наиболее важных задач развития туристской отрасли в городе Вологде и требующие сравнительно небольших капиталовложений. Приоритетные проекты разработаны в ходе обобщения инициатив жителей и гостей города Вологды, а также экспертов в области туризма.

Проактивные проекты – проекты модернизации туристской отрасли города Вологды, требующие значительных капиталовложений и направленные на создание качественно нового рынка конкурентоспособных туристских услуг.

3. Государственно-частное партнерство. Предполагает различные формы инициативного взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления, организаций малого и среднего бизнеса в туризме, общественных организаций на основе баланса интересов, прав, обязанностей и ответственности сторон [2, с.189].

4. Активность. Данный принцип предполагает участие города Вологды в региональных, федеральных и международных программах, проектах и конкурсах. Это не только способствует продвижению бренда города Вологды во внешней среде, но и позволяет привлекать дополнительные ресурсы на реализацию перечисленных в Стратегии проектов.

5. Сотрудничество. Развитие межрегиональных и международных связей позволяет городу Вологде включаться в глобальные процессы развития туристской деятельности и учитывать актуальные тенденции в сфере туризма на территории города.

6. Системноебрендирование города. Предполагает действия по разработке и реализации нового социально-культурного и географического образа города Вологды с целью улучшения имиджа территории в информационном пространстве.

Заключение. Туризм сочетает в себе функции рекреации и культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и сопутствует любой деятельности на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего населения и пр.). В последние годы в России произошло серьезное переосмысление роли туризма в формировании экономики регионов и страны в целом, он стал восприниматься как неотъемлемая ее часть, способная стать основой развития территорий.

Вологодская область обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического наследия. За последние годы сфера туризма Вологодской области получила значительное развитие. 

 



Список литературы:

  1. Величкина А.В. Развитие сферы туризма в Вологодской области // Современные науч-ные исследования и инновации. – 2017. - № 6. – С.53-59.
  2. Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом/ А.Ю. Кулачинская//Экономическая наука и практика.: Издательство Молодой ученый, 2015.- С. 187-189.
  3. Куклина Е.А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 116–124.
  4. Орлова, В.С. Туристский потенциал Вологодской области [Текст] / В.С. Орлова, Е.Г. Ле-онидова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 51-57.
  5. Официальный портал Вологодской области. Электронный ресурс[Режим досту-па]:http://www.vologda-oblast.ru/ (дата обращения: 24.09.2018)
  6. Проект постановления Правительства области «Об утверждении государственной про-граммы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», опуб-ликован 24.05.2013 г.
  7. Селякова, С.А. Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 1. - С. 80-88.
  8. Стратегия социально – экономического развития Северо – Западного федерального ок-руга на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос-сийской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074 – р // Консультант Плюс: справочно – правовая система. (Дата обращения: 24.09.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: