» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Новохатняя Мария Андреевна, Магистрант, 2 курс
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Новый взгляд на организацию образовательной деятельности дошкольников в условиях введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья просмотрена: 9 раз
Дата публикации: 25.11.2018

НОВЫЙ ВЗГЛЯД  НА ОРГАНИЗАЦИЮ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новохатняя Мария Андреевна

магистрант, 2 курс

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. В работе раскрывается современный смысл дошкольного образования, необходимость изменения концептуальных основ профессиональной деятельности педагогов- практиков и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного образования при реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, совместная деятельность взрослых и детей, самостоятельность ребенка, смысловые ценности дошкольного образования.

 

Инновационная деятельность в организациях дошкольного образования получила новый импульс с введением государственного образовательного стандарта. Для педагогов-практиков наступило время поиска выражения личностно-ориентированного смысла в построении процесса обучения, определения роли и места самого педагога в совместной с детьми деятельности.

С изменением концептуальных основ педагогической деятельности, связанной с воспитанием маленьких детей, уходит прошлое понимание термина «занятие» как формы организации образования в детском саду. В современной трактовке термин «занятие» означает занимательное, интересное для дошкольников дело. Прошло немало времени с момента включения педагогических коллективов организаций дошкольного образования в апробационную деятельность, но до сих пор значительная часть педагогов не достаточно владеют профессиональными навыками проектирования, планирования и организации образовательной деятельности таким образом, чтобы она приобрела личностно- ориентированный характер и была направлена на развитие личности дошкольника. Это связано с тем, что прежняя модель построения образовательного процесса содержала четко выраженный обучающий блок, ядром которого являлись занятия разного типа: первично-ознакомительные (или сообщения новых знаний), углубленно-познавательные, итоговые (или обобщающего типа), комплексные (или интегрированные), включающие разные виды детской деятельности.

Методика планирования и организации образовательной деятельности за долгое время существования стала привычной, понятной, традиционной в практике дошкольного образования и во многом, например, по структуре занятия и позиции взрослого, в совместной с детьми деятельности, представляла собою копию школьного урока. В настоящее время педагоги-практики пытаются преобразовать традиционные занятия, приспособить привычную форму обучения дошкольников к новым требованиям, предусматривающим изменение позиции взрослого в образовательном процессе.

Личность дошкольника, его познавательные интересы, желания самовыражения становятся основными смыслами совместной деятельности взрослых и детей. Это требует нового взгляда на планирование и организацию обучения дошкольников, т.е. реального воплощения идей личностно- ориентированной педагогики.

Однако изменения в планировании и организации обучения детей происходит следующим образом: в конспект занятия, составленный «по старинке», включают какую-нибудь проблемную ситуацию в организационную часть, в основную часть занятия − продуктивную деятельность, в заключительную часть − серию вопросов к детям. Но сущность концептуальных и методических подходов, обуславливающих взаимоотношения взрослых и детей в совместной образовательной деятельности при этом не изменилась. Это объясняется тем, что в настоящее время современная дидактика, описывающая практическое воплощение личностно-ориентированного подхода в практику обучения и воспитания дошкольников находится в стадии разработки, а новый нормативный документ в виде государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предписывает необходимость уже сегодня работать по-новому.

В результате большая часть педагогов оказалась не готовой к изменению позиции взрослого в образовательном процессе, так как не видит, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия, что само собою отражается в проектировании, планировании и организации образовательного процесса. Чтобы правильно организовать НОД, нужно выявить разницу между «занятием» и «НОД», которая выражается в изменении позиции взрослого по отношению к детям, обновление структуры НОД, обеспечение личной мотивации деятельности каждого ребенка.[4]

Следует также учесть, что при проектировании образовательного процесса надо различать совместную (регламентированную) деятельность педагогов и дошкольников, т.е. НОД, совместную со взрослым (нерегламентированную) деятельность дошкольников в режимных моментах и самостоятельную деятельность детей. Под непосредственной образовательной деятельностью (НОД) следует понимать специально организованное, заранее планируемое взаимодействие педагога и детей по достижению целей обучения, воспитания и развития детей, регламентированное Планом образовательной деятельности и входящее в его обязательную часть. [5, п. 206]

Необходимо отметить, что содержание НОД базируется на положениях педагогики о воспитывающем характере обучения, понимании важности объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, что отмечено в ГОС ДО. [2, п.6]

При этом важно обеспечить детям возможность свободно выбирать интересующую их в настоящий момент деятельность, сверстников, с которыми интересно вместе заниматься той или иной деятельностью; обеспечить детям возможность самостоятельно принимать решения о предстоящем увлекательном занятии и при этом выражать свои желания, обсуждать возникающие идеи. Со стороны педагога наиболее ценным является стремление взрослого поддержать детскую инициативу и самостоятельность. [2, п. 30]

В этой связи целесообразно обратить внимание на утверждение Коротковой Н.А., которая подчеркивает, что воспитателям необходимо придерживаться педагогической установки по поводу детей, которые не включились в общую работу: им необходимо предоставить возможность заниматься своим делом и воплощать свои замыслы. Исследователь подчеркивает, что, если воспитатель правильно подбирает содержание общего с дошкольниками дела, соответствующего их интересам, умеет создать эмоционально- положительную окраску предстоящему интересному занятию, то у него не возникает опасений, что отдельные дети не присоединяться к общему делу. [ 3]

Предоставление свободы выбора предстоящей деятельности сочетается с некоторыми правилами поведения в группе, которые должны быть известны детям:

Правило первое: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами вместе, можешь заняться своим интересным делом. В конце работы расскажешь о том, что ты хотел сделать и что у тебя получилось». Не смотря на то, что ребенок занимался другим, интересным для него, делом, должно быть подведение итогов сделанного самостоятельно. При этом взрослый отмечает, что от планирования и до получения результатов ребенок действовал самостоятельно и, конечно же, достиг определенного результата. Смысл положительной оценки самостоятельной деятельности ребенка в поощрении умения найти себе занимательное дело и достичь результата без помощи других. Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния, когда работу можно предложить для всеобщей оценки.

Правило второе: «Ты не должен делать того, что повредит тебе или другим детям». Следование этому правилу осмысленно ребенок приучается считаться с необходимостью заниматься своим делом так, чтобы не мешать другим детям, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Правило третье: «После игры надо поставить все игрушки (или материалы, которые использовались для самостоятельного дела) на место».

Такой подход к пониманию характера взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе базируется на следующих основаниях:

1. Условия, при которых сами дети решают участвовать в общей работе или заняться чем-то другим - это не хаос и отсутствие организованного обучения и воспитания, а возможность формирования умения самостоятельно делать выбор и отвечать за его результаты, т.е. это необходимые условия формирования предпосылок самостоятельности в планировании и оценке результатов деятельности.

2. Формируются правила совместной деятельности, которые всем понятны и им неизменно следуют: дети располагаются за столом в произвольном порядке, по желанию общаются со сверстниками и педагогом во время выполнения работы, могут свободно перемещаться за столом во время работы, обмениваться материалом для работы, помогать друг другу и т.д.

3. Создаются условия для индивидуального темпа работы. Ребенок самостоятельно определяет свой объем работы, выбирает необходимые материалы и способ выполнения работы для достижения цели. Дошкольники самостоятельно оценивают результаты собственной деятельности «что хотел сделать и что получилось». Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. [4]

Педагогу необходимо понимать, что главное в воспитании дошкольников − не выполнение намеченного взрослым плана работы, реализации конспекта мероприятия, а воспитание самостоятельной личности, умеющей принимать решения о предстоящей деятельности, воплощать задуманное, оценивать результаты, видеть неудачи и понимать их причины, верить в возможность преодоления неудач, уметь взаимодействовать с другими людьми в общем деле. Взрослому важно продемонстрировать ребенку свою веру в то, что у малыша все получиться, он многое уже умеет сам, но вокруг еще много интересного, которое можно узнать вместе с другими детьми и взрослыми. [1]

Таким образом, основной смысловой ценностью дошкольного образования является развитие личностных качеств дошкольника, необходимых для дальнейшего обучения, социализации в обществе, жизни в постоянно изменяющемся мире. Ни в коей мере не отрицается важность овладения суммой знаний, умений, навыков, доступных детям в раннем и дошкольном возрасте. Необходимые знания, умения и навыки выступают как прочный фундамент для развивающейся личности, но они не должны быть самоцелью профессиональной деятельности педагогов. Изменение смыслов дошкольного образования является основой для тех организаций дошкольного образования, которые стремятся работать в инновационном режиме.



Список литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком. Как?»: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008, 219с.
  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 17-30)
  3. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах Изд. 3-е, дораб. М.: Линка-Пресс, 2014. 64 с.
  4. Осетрова Е.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Консультация для педагогов организаций дошкольного образования. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie
  5. СанПиН МЗ ПМР 2.4.1.3049-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: