» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Новохатняя Мария Андреевна, Магистрант, 2 курс
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Статья просмотрена: 10 раз
Дата публикации: 23.11.2018

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Новохатняя Мария Андреевна

магистрант, 2 курс

Северо-Кавказский федеральный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблемы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Семья — это исторически-сложившаяся форма существования группы людей, объединенных родственными связями. Семья — это среда, в которой ребенок живет и воспитывается. В семье создаются условия для психического, физического развития ребенка. На развитие ребенка влияет эмоциональная атмосфера семьи.

На развитие личности влияет огромное количество факторов: социальное окружение, экономическая ситуация и конечно семейное воспитание. Семья является начальным звеном в становлении личности ребенка, так как именно в семье взрослые дают пример поведения, реагирования на какие-либо ситуации. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и близкими родственниками. Поэтому семейное воспитание накладывает и опосредует все развитие ребенка.

Семья реализует такие функции как:

1.         Воспитательную;

2.         Удовлетворение физиологических потребностей;

3.         Образовательную;

4.         Социализирующую;

5.         Мировоззренческую;

6.         Восстановительную;

7.         Функцию профессиональной ориентации.

Для семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии очень значимыми являются функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.

Проблемой семейного воспитания детей с отклонениями в развитии занимались такие ученые как, Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич Исаев. По их мнению, отклонения в поведении детей возникают вследствие неправильного семейного воспитания. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания:

  1. Отвергающее (чрезмерная требовательности и попус¬тительство).
  2. Гиперсоциализирующее(тревожность, гиперопека, озабоченность будущим ребенка и семьи в целом).
  3. Эгоцентрическое (низкий уровень ответственности родителей).

Так же многими авторами изучались детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Были выделены 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения:

  1. «Принятие и любовь»;
  2. «Явное отвержение»;
  3. «Излишняя требовательность»;
  4. «Чрезмерная опека».

Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главной задачей является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [3, с. 15].

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Ребенку с отклонениями в развитии очень сложно адаптироваться в обществе, так как наблюдаются трудности взаимоотношений со сверстниками и непринятие общества в целом «особого» ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с огромным количеством трудностей. В первую очередь, трудности на уровне семьи, а затем за её рамками.

Изучение литературы по проблеме дало возможность выделить типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии.

1. Отношения в семье.

Рождение «особого» ребенка оказывает влияние на все стороны семейной жизни и на всех ее членов. В воспитании ребенка с отклонениями часто преобладают крайности: родители либо чрезмерно жалеют своих больных детей, что способствует формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив, безжалостно относятся к своим детям, унижают их достоинство, сердятся на них за медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные болезнью.

2. Проблема воспитания и образования ребенка.

Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями, очень часто не имеют информации как и где учить ребенка. Во многих городах нет специализированных учреждений для обучения и воспитания ребенка ― инвалида. Так же при многих аномалиях развития у ребенка нет возможности обучаться в массовых образовательных учреждениях.

3. Отсутствие психолого-педагогических знаний.

Многие родители, имеющие ребенка с отклонениями, не владеют достаточной информацией о дефекте ребенка, об особенностях развития ребенка и о путях коррекции этого дефекта. Зачастую родители или переоценивают, или недооценивают тяжесть дефекта.

4. Позиция родителей по отношению к ребенку.

Установки и позиции родителей по отношению к дефекту ребенка оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье. В связи с появлением аномального ребенка родители проходят следующие стадии осознания и принятия возникшей у них проблемы:

А) Отрицания. Заключается в неверии существования болезней.

Б) Гнев. Это защитная реакция на состояние их ребенка, возникает на почве безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке.

В) Чувство вины. Может перерастать во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу их поступков и ошибок, которые привели к заболеванию.

Г) Эмоциональная адаптация. Заключительный этап в развитии установок по отношению к самим себе, так и к своему ребенку.

5. Отношение общества к ребенку с отклонениями.

Семья сталкивается с безразличием, непониманием, осуждением со стороны социума.

Для полноценного развития ребенка необходима помощь специалистов. Помощь должна оказываться и семье, а в первую очередь, специалисты должны выяснить обстановку в семье, тип семейного воспитания, взаимоотношения членов семьи, а так же установку родителей по отношению к детям.

Большинство родителей не имеют специальной подготовки и не могут адекватно оценить возможности ребенка. Многие родители считают, что результат коррекционной работы полностью лежит на специалистах-дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Специалистам необходимо донести родителям, что без их вмешательства коррекционная работа не будет эффективной.

Основными задачами родителей в коррекционной работе являются:

  • создание дома благоприятной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
  • обеспечение приема ребенком предписанных ему медика¬ментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
  • наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка, а также ведение дневника наблюдения;
  • расширение знаний в области специальной педагогики и психологии;
  • овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
  • участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;
  • родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества.

Специалистам необходимо помогать родителям не только с вопросами обучения и воспитания ребенка, но и оказывать помощь в преодолении семейного кризиса, возникшего с появлением в семье «особого» ребенка, в формировании положительной установки на дефект ребенка. А так же необходимо объяснить причину особенности нарушения развития ребенка и пути преодоления этого дефекта.



Список литературы:

  1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. ― Екатеринбург, 2001.
  2. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. ― 2-е изд. ― М., 1996.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ― М.: ВЛАДОС, 2004.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: