» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Новохатняя Мария Андреевна, Магистрант, 2 курс
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии
Дата публикации: 23.11.2018
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В
РАЗВИТИИ
Новохатняя Мария Андреевна
магистрант, 2 курс
Северо-Кавказский федеральный университет,
г.Ставрополь
Аннотация. В статье рассматривается проблемы семейного
воспитания детей с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, дети с
ограниченными возможностями здоровья.
Семья
— это исторически-сложившаяся форма существования группы людей, объединенных
родственными связями. Семья — это среда, в которой ребенок живет и
воспитывается. В семье создаются условия для психического, физического развития
ребенка. На развитие ребенка влияет эмоциональная атмосфера семьи.
На
развитие личности влияет огромное количество факторов: социальное окружение,
экономическая ситуация и конечно семейное воспитание. Семья является начальным
звеном в становлении личности ребенка, так как именно в семье взрослые дают
пример поведения, реагирования на какие-либо ситуации. Большую
часть времени ребенок проводит с родителями и близкими родственниками.
Поэтому семейное воспитание накладывает и опосредует все развитие ребенка.
Семья
реализует такие функции как:
1. Воспитательную;
2. Удовлетворение физиологических
потребностей;
3. Образовательную;
4. Социализирующую;
5. Мировоззренческую;
6. Восстановительную;
7. Функцию профессиональной ориентации.
Для
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии очень значимыми являются
функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.
Проблемой
семейного воспитания детей с отклонениями в развитии занимались такие
ученые как, Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий
Николаевич Исаев. По их мнению, отклонения в поведении детей
возникают вследствие неправильного семейного воспитания. Они выделяют
3 типа неправильного воспитания:
- Отвергающее (чрезмерная требовательности и попус¬тительство).
- Гиперсоциализирующее(тревожность, гиперопека, озабоченность будущим ребенка и семьи в целом).
- Эгоцентрическое (низкий уровень ответственности родителей).
Так
же многими авторами изучались детско-родительские отношения, типы воспитания в
семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Были
выделены 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения:
- «Принятие и любовь»;
- «Явное отвержение»;
- «Излишняя требовательность»;
- «Чрезмерная опека».
Семейное
воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка
взрослых членов семьи и семейного уклада. Главной задачей
является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение
ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности
в условиях семьи [3, с. 15].
Семейное
воспитание — общее название для процессов воздействия на
детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения
желаемых результатов.
Ребенку
с отклонениями в развитии очень сложно адаптироваться в обществе, так как
наблюдаются трудности взаимоотношений со сверстниками и непринятие
общества в целом «особого» ребенка.
Семья,
воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с огромным
количеством трудностей. В первую очередь, трудности на уровне семьи, а затем за
её рамками.
Изучение
литературы по проблеме дало возможность выделить типичные проблемы, с которыми
сталкивается семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии.
1.
Отношения в семье.
Рождение
«особого» ребенка оказывает влияние на все стороны семейной жизни и на всех ее
членов. В воспитании ребенка с отклонениями часто преобладают крайности:
родители либо чрезмерно жалеют своих больных детей, что способствует
формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив,
безжалостно относятся к своим детям, унижают их достоинство, сердятся на
них за медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные
болезнью.
2.
Проблема воспитания и образования ребенка.
Родители,
воспитывающие ребенка с отклонениями, очень часто не имеют информации как и где учить ребенка. Во многих городах
нет специализированных учреждений для обучения и воспитания ребенка
― инвалида. Так же при многих аномалиях развития у ребенка нет
возможности обучаться в массовых образовательных учреждениях.
3.
Отсутствие психолого-педагогических знаний.
Многие
родители, имеющие ребенка с отклонениями, не владеют достаточной информацией о
дефекте ребенка, об особенностях развития ребенка и о путях коррекции этого
дефекта. Зачастую родители или переоценивают, или недооценивают тяжесть
дефекта.
4.
Позиция родителей по отношению к ребенку.
Установки
и позиции родителей по отношению к дефекту ребенка оказывают огромное влияние
на психологическую обстановку в семье. В связи с появлением аномального ребенка
родители проходят следующие стадии осознания и принятия возникшей у них
проблемы:
А)
Отрицания. Заключается в неверии существования болезней.
Б)
Гнев. Это защитная реакция на состояние их ребенка, возникает на почве
безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке.
В)
Чувство вины. Может перерастать во всепоглощающие страдания и переживания
родителей по поводу их поступков и ошибок, которые привели к заболеванию.
Г)
Эмоциональная адаптация. Заключительный этап в развитии установок по отношению
к самим себе, так и к своему ребенку.
5. Отношение
общества к ребенку с отклонениями.
Семья
сталкивается с безразличием, непониманием, осуждением со стороны социума.
Для
полноценного развития ребенка необходима помощь специалистов. Помощь должна
оказываться и семье, а в первую очередь, специалисты должны выяснить обстановку
в семье, тип семейного воспитания, взаимоотношения членов семьи,
а так же установку родителей по отношению к детям.
Большинство
родителей не имеют специальной подготовки и не могут адекватно
оценить возможности ребенка. Многие родители считают, что результат
коррекционной работы полностью лежит на специалистах-дефектологах, врачах,
воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Специалистам необходимо донести
родителям, что без их вмешательства коррекционная работа не будет эффективной.
Основными
задачами родителей в коррекционной работе являются:
- создание дома благоприятной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- обеспечение приема ребенком предписанных ему медика¬ментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
- наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка, а также ведение дневника наблюдения;
- расширение знаний в области специальной педагогики и психологии;
- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;
- родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества.
Специалистам
необходимо помогать родителям не только с вопросами обучения и воспитания
ребенка, но и оказывать помощь в преодолении семейного кризиса, возникшего
с появлением в семье «особого» ребенка, в формировании положительной установки
на дефект ребенка. А так же необходимо объяснить причину особенности
нарушения развития ребенка и пути преодоления этого дефекта.
Список литературы:
- Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. ― Екатеринбург, 2001.
- Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. ― 2-е изд. ― М., 1996.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ― М.: ВЛАДОС, 2004.
Комментарии: