» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Нормативное регулирование некоммерческих организаций: современное состояние и перспективы

Статья просмотрена: 9 раз
Дата публикации: 21.11.2018

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Антаносян Ангелина Петровна

студентка 4 курса

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела

Cтавропольского ГАУ, гтаврополь

 

Аннотация. В статье исследованы современные проблемы и перспективы развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих организаций в системе российских бухгалтерских стандартов.

Ключевые слова:  нормативное регулирование, некоммерческие негосударственные организации.

 

Особенностью современного этапа развития бухгалтерского учета является достаточно интенсивное реформирование регламентаций в отношении учета и формирования отчетной информации хозяйствующих субъектов.

Эти изменения касаются учета и отчетности организаций различных отраслей и форм собственности, преследующих цель извлечения прибыли из своей деятельности, и не ставящих перед собой такой цели.

Реально эти явления отражаются в разработке не только отдельных новых бухгалтерских стандартов, но и целостных новых систем регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций. Этот процесс охватывает как национальные бухгалтерские системы, так и международную систему учета и отчетности. За последние годы был принят целый ряд стандартов финансовой отчетности Советом по МСФО, разработана система международных стандартов финансовой отчетности для малых, средних и общественных организаций. В Российской Федерации приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64 утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н принята Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы, предусматривающая разработку новых регламентаций в области учета и отчетности негосударственных организаций.

Развитие нормативного регулирования в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности всегда находило и находит живой отклик в научном мире. Интенсивное реформирование систем национальных и международных бухгалтерских стандартов ставит новые дискуссионные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из актуальных современных проблем, на наш взгляд, является соотношение регламентаций по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности для организаций различных форм собственности, а также преследующих и не преследующих цель получения прибыли от своей деятельности.

В настоящее время нормативное регулирование российского бухгалтерского учета принципиально отличается для коммерческих организаций, некоммерческих негосударственных организаций и некоммерческих организаций государственного сектора. При этом только для последних предусмотрена отдельная система бухгалтерских стандартов. Нормативное регулирование бухгалтерского учета коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций размещено в одной и той же системе бухгалтерских стандартов, которая, однако, содержит в ряде ситуаций различные регламентации для таких организаций.

В международных стандартах финансовой отчетности предусмотрено две системы:

       МСФО для организаций, не относящихся к общественному сектору;

       МСФО ОС для организаций общественного сектора.

Отличием систем МСФО и РСБУ является, на наш взгляд, подход к регламентациям бухгалтерского учета и отчетности для некоммерческих негосударственных организаций. Если проанализировать систему МСФО, то в относящихся к ней стандартах не будет обнаружено каких-либо указаний на особенности учета и отчетности для таких организаций. Таким образом, некоммерческие негосударственные организации в системе МСФО должны будут вести учет и формировать отчетность так же, как и коммерческие организации.

В системе РСБУ в настоящее время особенности регламентаций по бухгалтерскому учету и отчетности для некоммерческих не государственных организаций весьма существенны.

Прежде всего некоммерческие организации согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формировать упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Данное разрешение не распространяется только на организации государственного сектора, а также в том случае, если некоммерческая организация подпадает под условия п. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Согласно п. 6 приказа Минфина России № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формировать упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляют отчетность следующим образом.

Поскольку в системе МСФО нет отдельных регламентаций для не коммерческих негосударственных организаций, то их финансовая отчетность должна будет составляться не в упрощенном виде, а в общем порядке на основании требований МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

Кроме указанного отличия требований к формам отчетности некоммерческих организаций от коммерческих в системе РСБУ содержатся и особые регламентации по содержанию их бухгалтерского баланса. Так, согласно приказу Минфина России № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческая организация именует третий раздел Баланса - «Целевое финансирование» (а не «Капитал и резервы» как коммерческая организация).

Если проанализировать содержание Положений по бухгалтерскому учету, то практически в каждом из них можно найти отдельные регламентации, касающиеся особенностей ведения учета некоммерческими негосударственными организациями. Так, согласно ПБУ 6/01 некоммерческая организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может включать в первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату только стоимость оплаты поставщику и затраты на монтаж (при наличии таких затрат), а при их сооружении только сумму, уплачиваемую по договорам строительного подряда. В соответствии с тем же ПБУ 6/01 некоммерческая негосударственная организация не переоценивает основные средства и не начисляет по ним амортизацию.

Согласно ПБУ 14/2007 некоммерческая организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать расходы на приобретение или создание объектов, которые подпадают под определение нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности. Аналогично объектам основных средств нематериальные активы некоммерческих негосударственных организаций не переоцениваются и не амортизируются.

В соответствии с ПБУ 5/01 некоммерческая организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может оценивать приобретенные материально-производственные запасы только по цене поставщика. Иные же затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Такая организация может также признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности. Кроме этого, некоммерческая организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может не создавать резерв под снижение стоимости обесцененных материально-производственных запасов.

Перечень отличий регламентаций по учету в некоммерческих негосударственных организациях можно продолжить и далее, рассматривая другие положения по бухгалтерскому учету, входящие в РСБУ. При этом очевидна тенденция на упрощение подходов к учету и формированию отчетности таких организаций по сравнению с коммерческими организациями. Если сравнивать данный подход с регламентациями МСФО, то в последних нет особых требований к учету в таких организациях, следовательно нет и тенденции упрощения их учета по сравнению с коммерческими организациями.

 



Список литературы:

  1. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.
  2. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
  3. Гетьман В.Г. Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 54-58.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: