» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Кижаева Полина Николаевна, Студент 2 курса магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности социально-правового статуса государственного гражданского служащего

Статья просмотрена: 1134 раз

УДК 34

ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Кижаева Полина Николаевна

Студент 2 курса магистратуры

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ

г. Пятигорск

 

Аннотация. Статья освящает особенности социально-правового статуса государственного гражданского служащего. Социально-правовой статус включает права, обязанности, ограничения, льготы, привилегии. Автор обращает внимание на то, почему понимание и формирование социально-правового статуса весьма важно для укрепления авторитета, уважения и доверия людей к государственным служащим, и к государству в целом.

Ключевые слова: государственный служащий,  социально-правовой статус, права и обязанности, государственная служба, федеральный закон, ограничения и запреты, льготы и привилегии, коррупция.

 

На сегодняшний день на государственной службе в Российской Федерации находится около полутора миллиона человек, что представляет довольно внушительное число. В Федеральном законе РФ  от 27.07.2004 N 79-ФЗ « О государственной гражданской службе»  гражданский государственный  служащий определяется как «гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации». Весьма интересно будет рассмотреть социально-правовой статус государственного служащего, раскрывающий, с одной стороны, права и обязанности, а с другой стороны, восприятие обществом государственного служащего, ведь социально-правовой статус государственного служащего является отражением эффективности всего государственного аппарата в целом, а значит, играет важную роль для развития государства.

Следует разделять социальный и правовой аспект статуса государственного служащего. Правовой статус определяет положение государственного служащего в системе государственной службы, в то время, как социальный статус определяет  положение государственного служащего в обществе, уважение, признание, авторитет и престиж среди народа. Конечно, отношение людей к государственному служащему зависит от того, насколько качественно и  добросовестно он выполняет свои обязанности. Тем не менее, российское общество не свободно от стереотипов, о чем свидетельствуют целенаправленные исследования и опросы. Большое число россиян считает чиновников невнимательными  и грубыми, а также уверены, что они оказывают негативное влияние на политическое развитие страны, мешают ему. То есть получается, что личная неприязнь к отдельным государственным служащим, явившаяся результатом собственного жизненного опыта, влияет на формирование политических взглядов  россиян [2]. Основные причины такого отношения людей к государственным служащим  - высокая коррумпированность, бюрократия,  непрофессионализм,  отсутствие должного исполнения чиновниками своих обязанностей. Кроме того, зачастую люди недовольны неоправданно высокими заработными платами государственных служащих и многочисленными льготами и привилегиями.

Что касается правового статуса государственного служащего, то он включает в себя права, обязанности, ограничения, гарантии, ответственность. Полный перечень мы может найти в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015)  «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, следует уточнить, что согласно ст.21, гл.4, Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,  правом поступить на гражданскую службу обладает лицо не младше 18 лет, имеющее гражданство России, владеющее государственным языком РФ и соответствующее квалификационным требованиям, установленным в Федеральном законе.

Государственный гражданский служащий имеет обширный круг прав, которые направлены как на обеспечение благоприятных условий для работы, так и на обеспечение социальных гарантий, таких как право на оплату труда, на отдых, на медицинское страхование. Широкий круг прав государственного служащего создает весьма благоприятные условия для несения службы, но, тем не менее, служащий не всегда подходит ответственно, бескорыстно и добросовестно к выполнению своей работы. Недобросовестное отношение к работе подрывает репутацию, как самого работника, так и всей системы государственной службы. Определение круга обязанностей, ограничений и запретов направлено на предотвращение злоупотреблений и превышений полномочий.

Обязанности государственного служащего можно разделить на три группы:  конституционные, функциональные, профессионально-личностные. К первой группе относятся соблюдение Конституции РФ и других законов, исполнение должностных обязательств, соблюдение прав и интересов граждан и организаций, неразглашение тайн, информирование о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства другого государства, соблюдение установленных ограничений, требований и запретов; к функциональным относятся добросовестное исполнение должностных обязательств,  исполнение поручений руководителей, соблюдение служебного распорядка; к профессионально-личностным обязанностям относятся поддержание соответствующего уровня квалификации, сохранение государственного имущества, предоставление сведений о себе и семьи, сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [5].

Также правовой статус государственного служащего подразумевает ряд ограничений и запретов. Гражданин не может нести государственную службу в следующих случаях, указанных в ст.16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», среди которых недееспособность, наличие судимости, заболевание, препятствующее несению государственной службы, выход из гражданства РФ,  предоставление заведомо ложных сведений, скрытие сведений о доходах, незаконное уклонение от военной службы и другие. Ограничения и запреты призваны не допустить конфликта частных интересов служащего и публичных интересов общества и государства: государство не может не учитывать, что обладая властными полномочиями, человек располагает немалыми возмож­ностями использования их в целях, не относящихся к должности и даже противопоказанных ей: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.д [5]. Что касается  запретов, известный профессор, доктор социологических наук Евгений Васильевич  Охотский разделил их на 4 группы: политические, материально-финансовые, действия, способные привести к неимущественной выгоде, и запреты на использование материально-технического обеспечения в неслужебных целях. Более подробный перечень можно найти в статье 16 Федерального закона РФ  от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». В рамках социально-правового статуса ограничения и запреты уравновешиваются набором льгот и привилегий, включая льготы как материального, так и нематериального вида. Что зачастую вызывает критику и недовольство со стороны общества, которое считает такие поощрения излишними и незаслуженными, пустой тратой бюджета страны. Любопытно, что летом этого года министр финансов РФ предложил перевести около 20 % государственных служащих на трудовой договор, это касается сотрудников, обеспечивающих в ведомствах бесперебойную организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую и хозяйственную работу, такие меры позволят сэкономить миллиарды рублей в связи с потерей государственными служащими многих льгот и привилегий [1].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что государственные служащие в нашей стране обладают широким набором как прав, так и обязанностей, как ограничений и запретов, так и льгот и привилегий. Все это является составляющими компонентами социально-правового статуса,  который формирует роль государственных служащих на государственной службе и  в обществе, определяет эффективность и профессионализм чиновников. Именно от статуса зависит уровень доверия граждан к государственным органам, к системе управления в целом.



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //. Российская газета, N 162, 31.07.2004.
  2. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов. 2005 г. (Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_bureaucracy_6.html. Дата обращения 18.06.17.
  3. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы правового регулирования: монография. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011.
  4. Мерсиянова И.В., Пахомова Е.И., Якимец В.Н. Роль доверия к госслужащим во взаимодействии гражданского общества и государства // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. – Кн. 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
  5. Охотский Е.В. Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и системе государственного управления //Государство и право. - 2007. - №2.
  6. Чиновычитание. Госслужащим могут урезать льготы и повысить пенсионный возраст. Российская газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/07/27/chinovniki.html.Дата обращения 18.06.17.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: