» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Шавтикова Залина Адльбиевна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Управление некоммерческими организациями в условиях кризиса

Статья просмотрена: 9 раз
Дата публикации: 22.11.2018

УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Шавтикова Залина Адльбиевна

студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. Вовлечение некоммерческих организаций в деятельность по оказанию социальных услуг – отчетливая тенденция последнего времени, зафиксированная в стратегических и программных документах на всех уровнях управления. В то же время в современных экономических условиях, характеризующихся высокими рисками и неопределенностью, организациям данной сферы необходимо уделять должное внимание системе менеджмента. В статье предложены организационно-управленческие решения по управлению социально-ориентированными некоммерческими организациями со статусом – поставщики социальных услуг.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальные услуги, управление, кризис

 

Понятие «социальные услуги» можно использовать в широком смысле как любую деятельность, осуществляемую по запросам клиентов и направленную на удовлетворение их потребностей, реализуемую в отраслях социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта и социального обслуживания.

К сожалению, в некоторых регионах существуют серьезные трудности с оказанием социальных услуг из-за отсутствия разветвленной системы медицинских и социальных учреждений. Прежде всего эта проблема актуальна в сельской местности.

Поэтому поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, работающих там, является приоритетным направлением государственной политики. Для некоммерческого сектора это фактически означает выделение новой ниши и окончательное оформление нового типа некоммерческих организаций, которые будут нуждаться в специальных мерах поддержки, учитывающих их специфику. Главной особенностью таких организаций является переход от проектной деятельности к деятельности по оказанию услуг.

 Такой тип деятельности предполагает большее постоянство и устойчивость, но одновременно и более высокие требования к деятельности, качеству услуг и квалификации сотрудников, а значит, современную систему менеджмента. Стремление упорядочить некоммерческие организации (НКО), работающие в социальной сфере, наблюдается у законодателей последние несколько лет. Реестр «социально- ориентированных НКО, получающих государственную поддержку», начал формироваться с 2010 года: регионам было предписано вести счет подобных организаций. Спустя три года началось создание «реестра поставщиков социальных услуг» в сфере социального обслуживания.

 Было разрешено вступать всем юридическим лицам, в том числе НКО (до этого поставщиками таких услуг были только государственные бюджетные учреждения). Таким образом, было решено развивать конкуренцию на рынке социальных услуг. Тем, кто числится в этом реестре, полагается компенсация от государства за оказанные гражданам услуг трех типов: стационарные, полустационарные и на дому. Перечень видов услуг может насчитывать несколько десятков наименований, в него входят: бытовые, юридические, психологические и др1. Конкретные требования и условия каждый регион определяет для себя сам, руководствуясь базовыми федеральными рекомендациями. Соответственно ситуация в регионах сложилась очень разная. В некоторых субъектах в реестре десятки НКО, в других – единицы. В Пермском крае, например, многие НКО в реестре уже несколько лет. В Москве на конец 2016 года из 167 организаций–поставщиков социальных услуг всего одна НКО – Центр лечебной педагогики2.

Следует отметить, что в реестр исполнителей общественно полезных услуг открыт доступ наибольшему числу НКО. В основания для зачисления в реестр входят не только оказание бытовых услуг на дому, уход за больными в стационаре и полустационаре (как в реестре поставщиков социальных услуг), но и помощь бездомным, социальная адаптация людей, вернувшихся из мест лишения свободы, работа с инвалидами, детьми-сиротами. Включены в список также социальные услуги, связанные с трудовой занятостью: теперь некоммерческие организации, помогающие трудоустройству инвалидов или, например, специализирующиеся на обучении пенсионеров компьютерной грамотности, также могут претендовать на новый статус.

Кроме того, для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, должен быть установлен правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций. Организации, которые хотят стать поставщиками социальных услуг, должны соответствовать трем критериям. Во-первых, оказывать общественно полезные услуги из перечня, утвержденного правительством, во-вторых, оказывать их на протяжении определенного периода времени, и, в-третьих, эти услуги должны быть надлежащего качества.

Главной преференцией для тех НКО, которые получат новый статус и войдут в соответствующий реестр, станет то, что они будут иметь возможность получать субсидии от государства на два года и более (сейчас субсидии в основном выдаются на год).

Более того, организациям, оказывающим услуги в социальной сфере, далеко не всегда удается выиграть конкурс и получить грант, на который они рассчитывают, в рамках региональной поддержки социально-ориентированных организаций. Новый статус позволит таким организациям чувствовать себя более уверенно, развиваться и работать стабильнее.

Некоммерческие организации могут осуществлять свою деятельность в любой из отраслей социальной сферы, оказывать в данных сферах платные услуги населению, привлекать бюджетные и внебюджетные средства для осуществления этой деятельности.

Законодательство не запрещает некоммерческим организациям осуществлять деятельность, приносящую доход, но при соблюдении ряда условий и ограничений. Предоставляя поддержку некоммерческим организациям в связи с осуществлением ими социально-ориентированной деятельности, государство одновременно ограничивает виды деятельности НКО. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, то есть могут осуществлять только деятельность, предусмотренную законодательством и уставом организации.

Рассмотрим основные элементы эффективного управления данной сферой в некоммерческой организации.

  1. Планирование. На этапе планирования нужно описать услугу, клиентов и их потребности описать свои сильные стороны и риски. Сделать максимально реалистичный расчет прибыльности. Развитие системы стратегического планирования способствует повышению конкуренто-способности, устойчивости организации
  2. Выбор услуги. Прежде всего нужно выбрать услугу, на оказании которой будет специализироваться организация. При выборе услуги рекомендуется:
  • оценить возможности для привлечения финансирования на оказание данной услуги из бюджета, оценить, какие услуги субсидируются в регионе, какие услуги закупаются для государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства о контрактной системе;
  • оценить потребности целевых групп некоммерческой организации;
  1. Анализ потребностей клиентов. Клиенты – основа любого бизнеса. В этой связи понимание потребностей клиента является ключом к успеху. Клиенты готовы оплачивать услуги, которые будут служить удовлетворению их потребностей. Чем больше потребностей способна удовлетворить услуга, тем больше покупателей захочет ее приобрести.
  2. Оценка конкурентных преимуществ - Если без конкурентов не обойтись, в этом случае важно выделиться в ряду других и подчеркнуть свою особенность. Особенным можно стать различными путями:
  • предложить особенную услугу, более отвечающую потребностям клиентов;
  • подчеркивать особенность услуги за счет привлекательной рекламы;
  • попытаться утвердить в сознании целевой группы покупателей, что услуга произведена специально для них.

Безусловно, оказание платных услуг требует от некоммерческой организации освоения новых навыков, необходимых для успешной конкуренции с бизнесом. В том числе нужно уметь планировать доходы и расходы, делать расчет стоимости услуг, продвигать и рекламировать свои услуги, вести учет,

Таким образом, эффективность функционирования социально-ориентированной некоммерческой организации в долгосрочной перспективе напрямую зависит от устойчивости ее развития, которая определяется ее способностью сохранять целостность и воспроизводить свои свойства при прогнозируемых колебаниях внешних и внутренних условий функционирования. Обеспечивать конкурентное качество услуг, повышать квалификацию специалистов.

 



Список литературы:

  1. Головина Т.А. Методика управления рисками в условиях экономической неопределенности // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 27. – С. 30–36.
  2. Лыгина Н.И., Рудакова О.В., Полянин А.В. Качество жизни населения как индикатор социальной эффективности государственного управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2016. – № 2 (19). – С. 11–22.
  3. Мурко Ю.В. Обоснование формирования системы информационного обеспечения антикризисного управления экономическими системами // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 417–424.
  4. Орлова В.Н., Лытнева Н.А. Социальное партнерство в системе стратегического планирования социальной защиты населения в регионе // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 133–138.
  5. Суровнева А.А., Суровнева В.А., Полянин А.В. Концептуальные аспекты антикризисного управления // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2015. – № 1 (42). – С. 235–238.
  6. Суровнева А.А., Полянин А.В. Особенности функций и методов менеджмента в некоммерческих организациях // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 6 (41). – С. 238–240.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: