» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Козлова Анастасия Вячеславовна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности бюджетного процесса в муниципальном образовании

Статья просмотрена: 361 раз
Дата публикации: 22.11.2018

УДК 336.144

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Козлова Анастасия Вячеславовна

студент

Научный руководитель: Ляшенко Елена Александровна

УрГЭУ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Важнейшим фактором развития любой формы организации общественных финансов является наличие экономической основы.  Ключевым составляющим экономического развития муниципального образования являются местные бюджеты и основные предприятия города. В процессе написания работы исследованы направления развития и совершенствования бюджетного процесса в муниципальном образовании и   определены направления совершенствования бюджетного процесса.

Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс,  муниципальное образование

 

В настоящее время бюджетный процесс регламентируется правовыми нормами, которые определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципального образования, органами участников бюджетного процесса и также органами по контролю за исполнением бюджета. [2]

Доходами бюджета называют поступающие денежные средства за исключением источников финансирования бюджета. Выплачиваемые из бюджета средства являются расходами бюджета. Бюджет формируется в основном за счет налоговых доходов. Налоговые доходы определены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов а также штрафов и пеней по ним. [8,26]

 Перечислим неналоговые доходы бюджета.  К ним можно отнести: получаемые доходы от имущества находящегося в муниципальной или государственной собственности, а также имущество муниципальных унитарных предприятий, муниципальных унитарных учреждений, в том числе казённых, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений.  [3]

Сюда же входят получаемые доходы от реализации имущества кроме различных форм участия в капитале предприятий,  государственных запасов драгоценных металлов, находящегося в муниципальной или государственной собственности. Исключение составляет движимое имущество автономных учреждений и бюджетных учреждений, также исключение составляет имущество муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий, в том числе и казенных. [6,23]

 К неналоговым доходам бюджета относятся также получаемые казенными учреждениями доходы от платных услуг, полученные в результате применения мер ответственности средства, также средства самообложения граждан получающих доходы и иные неналоговые поступления.

Состояние местных бюджетов зависит от различных факторов экономического развития. Местные бюджеты формируются как за счет собственных доходов так и возможной финансовой помощи оказываемой в виде различных форм, таких как: субвенции, субсидии и дотации. [4]

Большинство муниципальных бюджетов испытывают серьезный недостаток собственных доходов.  Распределение и перераспределение источников доходов и полномочий по расходованию бюджетных средств ухудшают состояние бюджетов муниципальных образований. Полностью самостоятельно формировать свой бюджет не может ни одно Муниципальное образование

Качество жизни населения снижается, это является следствием плохой организации наполнения и расходования муниципальных бюджетов. В настоящее время на муниципальный уровень государством переведены многие обязанности по обеспечению важнейших социально значимых и стратегически важных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность населения города. Это наличие дорог и школ, поликлиник, сфера услуг. Инфраструктура городов в последнее время претерпела сокращение, а местами остались только единичные объекты. [6,28]

 Продолжается практика передачи различных федеральных функций в область деятельности муниципалитетов. К функциям муниципального управления  относятся развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства, дошкольное, среднее образование. [5]

 В настоящее время, муниципальным образованием поручено самостоятельно заниматься борьбой с терроризмом, профилактикой  наркомании и преступлений, охраной окружающей среды, пожарами и другими вопросами. Всё это не подкреплено налоговыми поступлениями в должной мере. Материальная база социальной сферы и сферы жизнеобеспечения городов изнашивается. Возможностей у муниципалитета всё меньше и меньше. И поэтому многие муниципальные образования долгое время находится в затруднительном положении.

 На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что бюджетное развитие муниципальных образований в настоящее время осложнено организацией  финансирования и разделения полномочий между Федеральным и муниципальным уровнем. В существующей ситуации решение можно найти в следующих формах в следующих формах организации деятельности, таких как: [1]

  • государственно-муниципальное партнерство
  • развитие местных кадров
  • рост занятости в городах
  • повышение администрирования налогов на территориях
  • развитие муниципально-частного партнерства

Ещё одной особенностью развития системы финансирования местного самоуправления является то, что реформы в настоящее время осуществляется на федеральном уровне в определённом отрыве от реальности, которая есть на местах. Данная проблема может решаться путем проведения комплексных исследований опыта деятельности органов муниципальной власти тех городов, где проблемы успешно решаются. На основе их опыта можно осуществлять создание усовершенствованной модели организации и функционирования местных бюджетов. [6]

Определенный на федеральном уровне объем финансовых ресурсов, которые предоставляются муниципалитетам для финансирования своих полномочий, в реальности оказывается значительно меньше чем требуется. В большей степени расходы муниципального бюджета определены необходимостью осуществления различных полномочий Федерального и регионального уровня, которые возложены на органы местного самоуправления отраслевыми законами.  В большинстве муниципальных образований основной частью расходов местного бюджета является деятельность местных бюджетных учреждений а финансирование других полномочий осуществляется по остаточному принципу это приводит к тому что затруднено решение бытовых вопросов местного уровня а также трудности в осуществлении долгосрочных обязательств местных бюджетов.

 Ряд ученых и политиков выражают мнения о наличии у местного самоуправления некоторой отстранённости по отношению к органам государственной власти, и это является фактором недоверия государственной власти к местному самоуправлению, как к институту распоряжения бюджетными средствами. [6]  Институт местного управления, по мнению сторонников данной  позиции,  имеет большую общественную, нежели властную природу.  Государство, в данном случае, выполняет свою роль некоего правового регулятора местного самоуправления и распоряжения финансовыми средствами, реализует контрольные функции. А местное самоуправление в такой ситуации, реализуя управление многочисленными, в том числе и государственного уровня делами, выступает в качестве субъекта подчинённого государству. В такой ситуации без должного контроля со стороны органов государственной власти на уровне местных муниципалитетов складывается ситуация нерационального использования средств.

 В настоящее время необходимы меры по повышению эффективности контрольных функций государства за деятельностью муниципального управления в области наполнения и расходования средств местного бюджета.

 Осуществить данные мероприятия можно путем законодательного усовершенствования системы государственного контроля, а также повышением уровня ответственности муниципальных органов и конкретных чиновников по вопросам исполнения местного бюджета. [7]

 Таким образом, по проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы: от порядка формирования доходов бюджетной системы и объема собираемых в бюджетах муниципальных образований средств зависит решение социальных задач и уровень жизни населения. Необходимо подчеркнуть, что развитие межбюджетных отношений, то есть отношений между федеральным и местным уровнем, а также улучшение финансового положения муниципалитетов зависит от формирования прочной финансовой базы, которая должна быть строго определена законодательством. Именно законодательство должно закрепить правовые гарантии за органами местного самоуправления в области финансовой независимости.

 Решение финансовых проблем местного самоуправления должно быть направлено на наращивание налогового потенциала и осуществления независимой бюджетной политики, а также бюджетного планирования. Нельзя отказываться от финансирования муниципальных образований из бюджетов федерального уровня. Помощь должна осуществляться с целью выравнивания бюджетной обеспеченности и  предоставляться после реального объективного обследования и выявления недостатков бюджетного процесса муниципального образования.

Таким образом, основными направлениями развития бюджетного процесса в муниципальных образованиях являются реализация налогового потенциала территорий, стимулирование занятости населения, решение кадровых вопросов в области муниципального управления. Также необходимо задействовать такие формы как государственно-муниципальное партнерство и государственно-частное партнерство.

 



Список литературы:

  1. Верижников, А.П. Особенности управления изменениями экономических систем [Текст] / А.П. Верижников // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2015. - № 2. - С. 287-289.
  2. О бизнес-ангелах [Электронный ресурс]// Официальный сайт «Национальное содружество» бизнес- ангелов». Режим доступа. URL http://www.rusba.ru.
  3. Ренесанс кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rencredit.ru/‎, свободный.
  4. Словарь бизнес-терминов Академик.ру. 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/, свободный.
  5. Состав.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/columns/mtssevensteps/tab/8/, свободный.
  6. Хаматханова, М.А. Современные управленческие процессы: результаты научных исследований [Текст] / М.А. Хаматханова// Фундаментальные исследования. - 2017. - № 9-1. - С. 182-185.
  7. Екатеринбург – [Электронный ресурс] Режим доступа: admhmao.ru
  8. Екатеринбург [Электронный ресурс]/ Штурвалов А.// Мегаплан, 2017. – Режим доступа: https://megaplan.ru/letters/generationz.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: