» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Нагуманова Ольга Мунировна, студентка
Рубрика: Политология
Название статьи: Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России

Статья просмотрена: 869 раз

УДК: 353

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ В РОССИИ

Нагуманова Ольга Мунировна

Уральский государственный экономический университет

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие органов местного самоуправления с населением в России. Раскрываются формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальное образование, население.

 

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [6].

Согласно статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления [4

Одним словом, в каждом случае граждане индивидуально, но, конечно, с той или иной степенью объединения, коллективно участвуют в осуществлении функций местного самоуправления. Таким образом, требуется личное волеизъявление каждого участника того либо иного мероприятия, но конечный результат получается лишь совместными усилиями всех участников [2, с.176].

Доверие граждан к властным структурам, является важным аспектом на сегодняшний день. Поэтому эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России на сегодняшний день является актуальной темой.

От социальной активности и гражданственности населения зависит успешная реализация реформы местного самоуправления. Необходимость установления эффективной системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти изложена в Указе Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации». Основные положения государственной политики были выстроены на понимании того, что только «успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить: улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании; обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований» [7]. 

При этом уровень взаимной поддержки и доверия каждого участника взаимоотношений (государство - органы местного самоуправления - население) приобретают все большую значимость в условиях разделения полномочий между различными уровнями публичной власти и конституционной самостоятельности местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным [6

Каждый орган местного самоуправления, наделен полномочиями, определяющими их задачи и функции. В пределах своей компетенции структурные подразделения взаимодействуют с населением, поскольку основная цель органов местного самоуправления территории - это улучшение качества жизни населения. Поскольку органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, то каждый из этих вопросов в той или иной мере влияет на качество жизни.

Основные начала организации и деятельности местного самоуправления на всей территории страны установлены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления.

В Федеральном законе 131-ФЗ детально раскрыты формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления [6]:

- в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования;

- правотворческая инициатива граждан;

- территориальное общественное самоуправление;

- публичные слушания;

- собрание граждан;

- конференция граждан (собрание делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в органы местного самоуправления;

- наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований регулирует Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[8].

Так же обращения граждан в органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [5].



Список литературы:

  1. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. [Текст] — СПб. Питер, 2013. — 448 с.
  2. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). [Текст] - Проспект, 2010 г.
  3. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. [Текст] - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 272 с.
  4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3. и -е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2006 – 672 с.
  5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru/12146661/ свободный.
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209868&fld=134&dst=100010,0&rnd=0.9666847671639707#0 свободный.
  7. Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=24661&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.6623969864378287#0 свободный.
  8. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196339&rnd=238783.218631109&dst=100133&fld=134#0 свободный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: