» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Оленченко Анастасия Владимировна, преподаватель истории
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: «Исследовательская деятельность на уроках истории как основа развитие творческих способностей нахимовцев»

Статья просмотрена: 369 раз
Дата публикации: 29.11.2018

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОСНОВА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАХИМОВЦЕВ

Оленченко Анастасия Владимировна

преподаватель ОД «Истории, обществознания и географии»

Филиал НВМУ (Севастопольское ПКУ), г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы применения исследовательской деятельности нахимовцев по предмету «история», как одного из эффективных способов для развития творческих способностей и повышения мотивации к обучению.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, творческие способности, личностные компетенции, исследовательская методика.

 

В своей педагогической деятельности работу с воспитанниками с использованием исследовательского метода рассматриваю как один из эффективных способов для решения вопросов мотивации нахимовцев к обучению. Исследовательская работа в условиях модернизации школьного образования в Российской Федерации приобретает особую актуальность, а проблема развития исследовательских способностей воспитанников Филиала НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) (далее – училище) относится к числу приоритетных задач. Это находит свое отражение и в государственных образовательных стандартах общего и профессионального образования.

Предмет «история» относится к гуманитарному циклу учебных предметов и способствует не только познанию законов общественного развития и социальной природы человека, но и формированию навыков познавательной, общественной, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельности. Очевидно, что именно в процессе изучения курса истории заложен большой потенциал по самообразованию учащихся.

Применение исследовательского метода в процессе обучения ставит нахимовца на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования. При этом познавательная деятельность воспитанника приближается к исследовательской деятельности научного работника, раскрывая его интеллектуальные возможности.

Даже не сделав новых открытий, нахимовцы повторяют путь исследователя: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умоляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции воспитанников. Именно исследовательский подход в обучении делает нахимовцев творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Лежащее в основе исследовательской практики исследовательское поведение позволяет превращать обучение в самообучение, способствует саморазвитию личности. В моей статье будут рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы реализации исследовательского обучения на уроках истории в старших классах училища.

Главная цель статьи – раскрыть роль и значение исследовательского метода как инструмента повышения качества образования воспитанников, важного способа развития их творческих способностей.

К основным задачам я отношу:

показать целесообразность использования исследовательского метода в работе с нахимовцами;

раскрыть формы и методы использования исследовательского метода, показать личный опыт применения исследовательского метода при изучении истории;

Считаю, что мой педагогический опыт применения исследовательского метода при написании   исследовательских работ нахимовцами может быть полезен преподавателям гуманитарного цикла предметов в практическом применении метода исследовательской работы.

Исследовательский метод обучения – это образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности обучающихся, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Познакомимся с мнениями различных известных ученных о содержании и роли исследовательской деятельности.

А.В. Леонтович – председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского считает, что смысл слова «исследование» заключается в том, чтобы что-то извлечь «из следа», то есть определить некую четкую взаимосвязь, «исследование в отличии от проектирования конструирует и организовывает, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель установления истины … развития способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания, как средство оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности в свойственной человеческой природе стремлении к познанию».

По мнению А.С. Обухова «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской творческой позиции».

Огромное значение в современной педагогической науки отводится применению исследовательского метода отмечал ученный Алексеев Н.Г., который позволяет, чтобы «ребята получали творческий импульс и умели радоваться расширению собственных горизонтов».

Известный ученый Харитонов Н.П. отмечает, что в исследовательских работах непременно должны быть «обязательные элементы научного исследования: постановка целей; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы» Главная цель исследовательского метода обучения — формирование у нахимовцев готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Основные задачи исследовательской деятельности:

  • сформировать у нахимовцев интерес к познанию мира, к выявлению сущности исторических процессов и социальных явлений общества, к учебно-исследовательской деятельности;
  • развивать у нахимовцев умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности, способности к самостоятельному творческому мышлению, практическому применению знаний.

Метод исследования успешно применяется мною как в учебное, так и во внеурочное время. Применение исследовательской деятельности именно во внеурочное время нацелено на то, чтобы нахимовцы получали новые знания в процессе исследования исторических документов, статистического материала, анализа высказываний исторических деятелей. Навыки исследовательской деятельности они получают в ходе исследования исторического события, явления при этом воспитанники дают ему оценку, устанавливают причинно-следственные связи. Задача нахимовцев увидеть различия в позициях, оценках события, выразить собственное отношение, сформировать личное мнение по проблеме. Это уже серьёзная аналитическая работа.

Организовывая работу с нахимовцами, я исхожу из того, что воспитанники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Нахимовцам предлагаются следующие виды деятельности:

  • изучение литературы по теме исследования;
  • анализ научной информации;
  • планирование исследования;
  • проведения исследования;
  • оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у воспитанников исследовательские умения, логическое мышление, навыки анализа исторических источников.

В свою очередь мне, как преподавателю, исследовательская деятельность позволяет расширить рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод исследовательской деятельности как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности нахимовца, востребованное современной образовательной практикой. Исследовательская работа нахимовцев в первую очередь является учебной, а это значит, что приоритетным должно быть не выявление новых данных большой науки, а развитие исследовательских способностей нахимовцев.

Наиболее эффективным и успешным применением метода является его использование, основанное на местном, региональном материале, что позволяет раскрыть наиболее полно важнейшие исторические события, показать военное, экономическое и культурное значение города-героя Севастополя в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что, несомненно, способствует патриотическому воспитанию нахимовцев.

Широко привлекаю краеведческий   материал. Так, на пример, при освещении темы «Крымская война (1853-1856г.г.)» в 8 классе в целях воспитания патриотизма уделяю большое внимание изучению героических страниц Первой обороны Севастополя. Материал исторических источников о славных защитниках города постоянно включаю в содержание уроков для конкретизации излагаемого материала, убедительности анализа тех или иных событий. Нахимовцы с увлечением изучают такой исторический   источник как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, письма и воспоминания защитников Первой обороны Севастополя. Это позволяет расширить знания по предмету, повысить мотивацию к изучению, постепенно формируются навыки исследовательской работы. Тема: «Севастополь в период Первой обороны» вызвала большой   интерес у нахимовцев и стремление глубже изучить этот исторический период. Воспитанники Журавлев Владислав и Паршуткин Вадим (9-А класс) с увлечением работали над исследовательской работой по теме: «Русское духовенство в годы   Крымской войны».

В процессе написания исследовательской работы они побывали на экскурсии в Георгиевском монастыре, беседовали с настоятелем монастыря, изучали исторические источники (архив Георгиевского монастыря) в Городском Государственном архиве г. Севастополя, анализировали историческую литературу по данному вопросу. Нахимовцы самостоятельно составляли план исследования, подбирали и изучали научную литературу.  На конкурсе МО РФ «Ивашевские чтения» работа была отмечена дипломом 1 степени.

На уроках по истории России в 9 классе при изучении темы: «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.» нахимовцы подробно анализировали уникальную Свирскую операцию по освобождению Карелии. С удивлением мы узнали, что единственный оставшийся в живых герой Советского Союза в Севастополе Павлов С.С. был участником этой необычной военной операции. Так у нахимовцев 9 Г класса Косарича Марка   и Мережко Георгия возникло решение написать исследовательскую работу: «Севастопольский витязь». Воспитанниками была проведена большая поисковая и исследовательская работа: через отдел ветеранов г. Севастополя нашли адрес Павлова С.С., встречались с Павловым С.С. и его дочерью Павловой Е.С., которые любезно предоставили нам материалы семейного архива (документы, фото), изучали документы Центрального архива СССР, историческую литературу. На Городской конференции «Краеведческие   чтения» работа была отмечена дипломом 1 степени. Но главное нахимовцы приобрели бесценный опыт работы с историческими   источниками, навыки исследовательской работы.

За период с сентября 2014 года по октябрь 2018 года под моим руководством в научно-исследовательской работе приняло участие:10 нахимовцев, подготовлено 15 научно- исследовательских работ, представленных на 16 научно-практических конференциях различного уровня.

Анализ моей педагогической деятельности в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что у нахимовцев возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема, и прослеживается история родного города, история семьи, ее родословная. То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той отправной точкой формирования интереса, который позволил нахимовцу Караманову Руслану (9- Д класс) заняться серьёзной исследовательской работой о роли своей семьи в Великой Отечественной войне и написать исследовательскую работу: «История моей семьи в истории Великой победы». Во время написания этой   работы нахимовец подробно, с большим интересом изучал семейные архивы, вместе с мамой побывал в гостях у других родственников (многих из них он до этого не знал) в различных   городах Крыма, работал в Центральной библиотеке имени Франко в Симферополе, в Республиканском архиве г. Симферополя. Ему   удалось описать историю своей удивительной семьи, установить, что его прадед, дед, дядя были активными участниками партизанского движения во время немецко-фашистской оккупации Крыма (1942-1944г.г.), разрабатывали и проводили важнейшие контртеррористические операции. Такая исследовательская работа имеет важнейшее воспитательное значение: позволяет воспитаннику почувствовать свою сопричастность к важнейшим историческим событиям своей Родины, гордиться своими героическими предками, способствует воспитанию патриотизма.

Исследовательская деятельность обогащает личностный опыт нахимовцев, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе исследовательской деятельности нахимовцы овладевают навыками самой этой деятельности, они учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Исследование позволяет также разнообразить коммуникативные связи нахимовцев с социумом. Так в ходе своей исследовательской деятельности нахимовцы работали в Херсонесском историко-археологическом заповеднике, Городском Государственном архиве, монастырях города, библиотеках города, брали интервью и беседовали с родственниками, героями их исследовательских работ.

 Участие в этой работе приносит нахимовцам удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, дает возможность пропустить полученную информацию через свой внутренний мир, учит сочувствовать, сопереживать, воспитывает человека, гражданина, патриота.

Таким образом, сущность исследовательского подхода в обучении нахимовцев состоит:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений «преподаватель–воспитанник» в сторону сотрудничества.

В заключении хотелось бы отметить, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры, и самореализации. 

Для меня, как преподавателя применение исследовательского метода -это не только выполнение требований ФГОС, не только творческое самосовершенствование, главное – это принципиально новый этап сотрудничества и взаимодействия с молодежью.



Список литературы:

  1. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. [Текст] / П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988. – 254 с.
  2. Ежова, С. А. Методика преподавания истории в средней школе. [Текст] /С.А. Ежова. - М.: Просвещение, 1986. – 214 с.
  3. Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. [Текст] /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2001. – 147 с.
  4. Заир-бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /С.И. Заир-бек. - М.: Просвещение, 2011. – 318 с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] /под ред. Е.С. Полат - М., 1999. – 112 с.
  6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: т. 1 / К. Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунова. - Москва: Педагогика, 1994. - 584 с. - (Педагогическая библиотека).
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым (04 февраля 2010 года, Пр-271). – М., 2010. – 84 с.
  8. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. [Текст] / И.Д. Чечель. — М.: Сентябрь, 1998. – 241 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: