» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Зубарькова Мария Валерьевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов на территории рф

Статья просмотрена: 342 раз
Дата публикации: 5.12.2018

УДК 342.7

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Зубарькова Мария Валерьевна

магистрант

научный руководитель: Троицкая Т.В.

кандидат юридических наук, доцент

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

 

Аннотация. Статья посвящена основным проблемам по вопросу регулирования правового положения малочисленных коренных народов на территории Российской Федерации. Также в статье будет рассказано про особенности проживания и международное регулирование правового статуса малочисленных народов России. На основе изученного материала делается вывод о том, что в настоящее время малочисленные народы помимо того, что утрачивают свою самобытность, также, законодательно не в полной мере регулируется вопрос именно о правовом статусе указанных народов. Предложены рекомендации по совершенствованию правового поля, касаемо данной тематики.

Ключевые слова: народ, проблема, право, международный, жизнедеятельность, малочисленные народы.

 

Российская Федерация включает в себя малочисленные народы, которые проживают на северной территории страны. По подсчетам специалистов малочисленных народов чуть больше четверти миллиона. По данным переписи населения на 2010 год в нашем государстве проживает около 45 групп коренного типа. Российские малочисленные народы представляют собой небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания [3]. Однако проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на международном уровне. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, согласно которой малочисленным и коренным народам должно уделяться особое внимание. Россия, в свою очередь, провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны, указанных в Конституции 1993 года [1].

Также проблема  исчезновения языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России в 90е годы, породила закрепление ряда юридических норм, провозглашающих принципов самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа [3]. Первый и самый значимый источник это российская Конституция. Так, в статье 72 провозглашается совместное регулирование прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. В иных федеральных законах и нормативно-правовых актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Здесь стоит указать ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы. Стоит отметить, что Конституционный суд РФ – это основной государственный орган в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов [2].

Еще одна сфера, в которой возможно установить льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области необходимо развивать хозяйственную деятельность традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию территорий, на которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджете, который необходимо направлять на поддержку народных промыслов. Наконец, льготные права малочисленных народов России могут осуществляться и в социально-культурной области. Здесь стоит создать условия по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны поддерживаться со стороны государственных властей. Также, необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, основывается на принципах, установленных международным правом. Другими словами, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется в отечественной Конституции 1993 года. Все нормативные акты международного характера о проблемах малочисленных народов, можно поделить на три основные группы. В первую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Например, Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам [5].

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. К такой документации относится, Конвенция № 169 о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. К третьей группе относятся обязательные для любого государства документы, международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и иные документы, обязательные для исполнения российским государством.

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 , указанного нормативного акта, сообщается о правах этнических меньшинств. Малочисленные народы и их объединения должны поддерживаться государственной властью. Это необходимо для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания почвами, полезными ископаемыми, животными, и растительными организмами  [4; 6].

Предоставляется это право на безвозмездной основе. Но это не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь стоит также выделить: возможность участия в осуществлении контроля над использованием собственных земель; право на строительство и реконструкцию хозяйственных, производственных и бытовых  объектов; возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, важное для социально - культурного или экономического развития народов; право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей; возможность делегировать своих представителей во властные инстанции; право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания. Это, конечно, далеко не все возможности, которые закрепляются законом. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Перед тема, как приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности коренных этносов нашего государства, следует обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам приходится сталкиваться. Самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо определить условия, при которых реализация данных прав была бы возможной.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности создания территориальных образований, наделения правами или гарантии этих прав. Следовательно,  вытекает и еще одна проблема, связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь особенно актуальны вопросы соотношения регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права. Вместе с тем, проблему государственного управления по делам малочисленных народов РФ также не следует игнорировать [4]. Если говорить об уровнях соответствующих государственных инстанций, о передаче полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера. Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Вопрос в том, что подобным организациям можно было бы предоставить более объемные права, касательно избирательного процесса, защиты интересов и контроля над выполнением полномочий и т. д.

Все же стоит сказать, что советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, численность которых в период с 1930 по 1950 годы убавилось в несколько раз. И это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве основного способа культурного развития в советское время, не лучшим образом сказался почти на всех самобытных народах России [7;8].

Надо также сказать, что во многих народах Севера идет борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Например, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по искоренению язычества на близлежащих территориях, что,  по моему мнению, можно считать ограничением свободы вероисповедания. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но хорошо ли это сегодня? Ведь в  условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия можно расценить как  давление на традиции тех или иных народов.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст. 1447.
  3. Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования//Государство и право. 1997. №1..
  4. Статус малочисленных народов России /правовые акты и документы/, /Сост. В.А.Кряжков. М., 1994.
  5. Королев С.Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера/УГосударство и право. 1996. №7.
  6. Абашидзе А.Х. Проблемы международно-правовой защиты меньшинств: Автореф. дис. д-ра юр. наук. М., 1997.
  7. Закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года
  8. Семенов Н.Г. Проблемы советского национально-государственного строительства: Автореф. дис. д-ра. юр. наук. М., 1968.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: