» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Хижняк Яна Александровна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Гуманизация условий отбывания наказания:правовой аспект

Статья просмотрена: 375 раз
Дата публикации: 1.12.2018

343.2/.7

Гуманизация условий отбывания наказаниЯ:

правовой аспект

Хижняк Яна Александровна

 студентка 2 курса

Научный руководитель: Осипов Данила Денисович

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара

 

Аннотация. В статье рассмотрены основополагающие элементы принципа гуманизации в контексте вопроса назначения наказания за содеянное преступление. Освещены правовые аспекты гуманизации при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности. Проведен ретроспективный анализ становления рассматриваемого принципа в сфере условий отбывания, выявлены проблемные моменты в структуре и процессе работы пенитенциарных учреждений, а также при решении проблем реорганизации уголовно-исполнительной системы. Систематизированы основные аспекты, в контексте которых реализуется гуманиация условий отбывания наказаний в правовом государстве. В связи с этим разобраны допустимые средства исправления в отношении осужденного и особенности его ресоциализации после отбывания наказания.

Ключевые слова: гуманизация, нормативно-правовой акт, места лишения свободы,  права и свободы, уголовно-исполнительная система

 

Институт гуманизации условий отбывания наказаний в современных условиях представляет собой важный социальный институт, при котором происходит гармонизации и уравновешивание элементов социализации личности и реабилитации осужденных [2, с. 19]. Это такой институт, предполагающий осуществление норм обеспечения правовой защиты, социальной интеграции в систему общества, психологическую помощь для дальнейшего успешного выполнения различных социальных ролей некогда осуждённого.

Цель проводимого исследования связана с изучением особенностей применения принципа гуманизации в вопросах отбывания наказаний за совершенные преступления. Материал исследования составляют нормативно-правовые акты и периодические издания, посвященные описанию гуманизации условий отбывания наказаний. Исследование проводилось посредством метода анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также совокупности системного анализа с применением аппарата табличного функционала.

В контексте совершенного преступления и назначенного наказания гуманизация предполагает, в первую очередь, соответствие и объективность между вынесенной мерой осуждения и содеянным. Помимо прочего подразумевается использование наказания, первоочередно не связанного  с лишением свободы, а также создание таких условий, которые бы способствовали социально-психологическому исправлению личности осужденного, его перевоспитанию, что является доминантной целью в процессе деятельности судебно-исправительных органов.

Принцип гуманизации является базовым в вопросах уголовного-исполнительной практики наряду с такими принципами как законность и справедливость [1, с. 20]. По своей сути она коррелирует со смягчением наказания к осужденному, проявлению к его личности милосердия и сострадания со стороны как всего государства, так и отдельно взятого индивида. При таком понимании гуманизация связана с правовой регламентацией основных средств исправления, которые включают в себя следующие:

  • формирование у осужденного уважительного отношения ко всему обществу и человеку как отдельно взятой его части, а также к труду, им совершаемому;
  • развитие чувства толерантности и почитания к традициям, обычаям, человеческого общежития;
  • стимулирование у осужденных принципов и привычек правопослушного поведения.

В итоге гуманизация условий отбывания наказаний лиц, лишенных свободы, первостепенно решает вопросы исправления осужденного и последующую его ресоциализацию как процесс гармоничной интеграции в общество в качестве уже полноценного и не ограниченного в своих действиях гражданина [5, с. 12]. Параллельно достигаются задачи изменения отношения к освобожденному лицу со стороны общества и государства, расширения совокупности прав и уточнения обязанностей, смягчения и многогранного улучшения условий содержания. В таком смысле можно утверждать, что вопрос гуманизации условий отбывания наказаний имеет следующий аспект (рис. 1).

Принцип гуманизации тесно связан с принципом законности, что проявляется в том, что изначально предусматривается строгое и неукоснительное следование нормативно-правовым актам в лице законов и подзаконных актов, которые определяют отношение общества, государства, органов государственной власти, отдельного сотрудника правоохранительных органов к правонарушителю. Законодательное, в соответствие с конкретно определенным и взятым нормативно-правовым актом применение и использование ограничения прав заключенных способствует эффективной деятельности исправительных учреждений, которая осуществляется в контексте борьбы с преступностью.

признание статуса личности

создание условий для проявления способностей личности

утверждение прав и свобод личности

всестороннее развитие личности

уважительное отношение к личности

обретение смысла жизни

удовлетворения материальных и духовных потребностей

отношение к личности на основе симбиоза любви, добра и ненасилия

Рисунок 1. Правовые аспекты гуманизация условий отбывания наказания

Отдельно стоит заметить, что гуманизация в сфере отбывания наказания не тождественна вседозволенности и безнаказанности. Это создание такой конъюнктуры и внешних условий, которые предоставляют осуждённому возможность вернуться к социальной норме поведения, подготавливают его к полноценной и многоаспектной жизни на свободе, а также восстанавливают некогда утраченный социальный статус [4, с. 58]. В подобной трактовке уголовно-исполнительная система становится определенным эталоном соблюдения прав человека с целью формирования у осужденного навыков правопослушного поведения и образа жизни.

Нужно отметить, что вопросы гуманизации условий отбывания наказания прорабатывались и отрабатывались десятилетиями, начиная с советского периода правоприменительного процесса. Уже после распада СССР пенитенциарные учреждения столкнулись с такой совокупностью проблем как:

  • отток высококвалифицированных кадров, который был вызван невысокой заработной платой, не учитывающей тяжелый физический и психологический труд работника пенитенциарной системы;
  • ухудшение материального положения пенитенциарных учреждений, вызванного проявившимся экономическим кризисом и распадом хозяйственных связей, нарабатываемых годами;
  • регидная нормативно- правовая база, которая регламентировала исполнение наказания в виде лишения свободы;
  • снижение престижа работника пенитенциарной системы, что было вызвано, с одной стороны, разоблачением репрессий 1930-х гг., а с другой – перманентным и повсеместным нарушением прав человека во время функционирования системы ГУЛАГа;
  • превышение лимита содержания заключенных в следственных изоляторах и тюрьмах как следствие недостатка основных фондов в виде помещений.

Для решения вышеобозначенных проблем был предпринят ряд действий, как, например, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, согласно принятой в 1993 г. Конституции РФ [3]. Указанный принцип  был положен в основу формирования уголовно-исполнительной политики Российской Федерации, что проявилось в осуществленной системе мероприятий, направленной, в первую очередь, на  гуманизацию обращения с заключенными. Помимо этого был проведен ряд действий, имеющей целью реформирование, улучшение и качественное преобразование уголовно-исполнительной системы, включающей проработку нескольких направлений:

  • разработка и применение основ социально-правовой защиты осужденных;
  • изменение и улучшение эффективности воспитательной работы с осужденными;
  • структурное совершенствование построения уголовно-исполнительной системы и повышение эффективности ее осуществления;
  • разработка и интеграция в общественную среду законодательной базы, которая регламентирует исполнение наказаний;
  • обеспечение правопорядка, законности и борьбы с преступностью;
  • реорганизация практики работы с трудовыми ресурсами уголовно-исполнительной системы, социально-правовая защита персонала.

К середине 1990-х гг. совокупность вышеописанных действий обусловили появление и применение принципов проведения уголовно-исполнительной политики Российской Федерации, а разработка и принятие в 1996 г. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подытожили процесс по достижению цели исправления осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как самими осужденными, так и другими лицами  на основе принципа гуманизма [7].

Таким образом, применяемый в современной правоприменительной практике принцип гуманизации условий отбывания наказаний стал следствием последовательной реорганизации уголовно-исполнительной системы, положенной в основу с начала 1990-х гг. [6, с. 25]. Безусловно, вопрос гуманизации правового положения осужденных к лишению свободы достаточно спорный, неоднозначный и длительный, что побуждает исполнительные органы власти постоянно реформировать уголовно-исполнительную систему в поисках новой эффективной доктрины функционирования. Однако однозначно следует, что сама дефиниция гуманизации предполагает соблюдение прав человека в процессе обращении с заключенными, а также непосредственную работу с персоналом пенитенциарных учреждений в достижении высокого уровня личной компетентности.

 



Список литературы:

  1. Березиков С.В. Проблемы совершенствования стимулирующих основ исправительного процесса осужденных к лишению свободы // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1. – С. 19-25.
  2. Борсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 24 с.
  3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 19.10.2018)
  4. Назарова М.А. Влияние тюремной субкультуры на процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2017. - №2. – С. 54-59.
  5. Санташов А. Л. Особенности дифференциации усовий отбывания наказания в воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2008. - №4. – С. 11-17.
  6. Санташов А. Л. Дифференциация исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в ИТК рСФср 1970 г // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - №19. – С. 23-31.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 08 янв. 1997 №1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения 19.10.2018)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: