» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Шкурихина Мария Владиславовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Этапы становления и развития законодательства об охране атмосферного воздуха в Российской Федерации

Статья просмотрена: 603 раз
Дата публикации: 1.12.2018

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шкурихина Мария Владиславовна

Научный руководитель: Ямалетдинов Руслан Равилевич

кандидат юридических наук

Башкирский Государственный Университет, гфа

 

Правовое регулирование охраны природы велось в нашей стране издавна, но что касается правового регулирования охраны атмосферного воздуха началось недавно.

Воздухоохранное законодательство берет свое начало с развития источников загрязнения атмосферы - промышленного производства. Так, например, в Указе 1659 года отмечалось, что некоторые предприятия своим дымом пугают и истребляют пчел. Существует мнение, что атмосферный воздух никак и ни при каких обстоятельствах не может быть загрязнен, так как он, в отличие от других природных объектов, прямо соединен с космосом, со вселенной, т.е. атмосфера Земли рассматривалась как бесконечное пространство [1].

Условно можно считать, что начало атмосферного законодательства было заложено во времена правления Петра 1, так как если взять за аксиому, что леса это легкие Земли и если мы охраняем леса, то мы охраняем воздух.  Была организована система управления лесами и контроля. Так Петр Великий создал лесную службу и подчинил пользование лесами именно ей. Лесная служба руководствовалась в своей работе инструкцией Обер-Вальдмейстру от 19 июля 1722 г. с дополнениями от 5 декабря 1723 г [2]. 

В дореволюционной России не было ни органов, ни законодательства об охране атмосферного воздуха, но существовал Врачебный устав. В соответствии с положением ст. 650 Врачебного устава « полиция наблюдает, дабы на улицах, дорогам, местах и возле оных нигде не было ничего такого, что может заражать воздух». Нарушение этой нормы Врачебного устава влекло штраф до 300 рублей в соотвествии со ст. 207 Уголовного уложения Также было запрещено строительство фабрик, которые наносили бы вред чистоте воздуха в городах и выше городов по течению рек [3].

Уфимская Городская Дума на своем заседании от 22 декабря 1898 г. предупредила руководство винокуренного завода о необходимости охраны окружающей среды территории и воздуха от заражающих нечистот, определив прилегающие к заводу земли запретными для ведения хозяйственной деятельности, так как это может привести к загрязнению местности и воздуха.

Также хотелось бы отметить, что в 1913 году  Управление главного врачебного инспектора при Министерстве внутренних дел внесло в Государственную думу законопроект « О санитарной охране воздуха, воды и почвы» и «Положение о санитарной охране воздуха от загрязнения дымом». Но действия Управления не увенчались успехом, документы не были приняты.

Вопросы, касающиеся атмосферы вплоть до 50-х годов ХХ в. Имели место быть в актах санитарного надзора. Так например, можно отметить Декрет СНК РСФСР от 15 сентября 1922 г. «О санитарных органах республики», в обязанности сотрудников санитарного надзора входил контроль за соблюдением предприятиями санитарно-гигиенических мероприятий, которые, по сути, были направлены на охрану атмосферного воздуха <4> . Аналогичный был Декрет СНК Башкирской АССР от 1922 г. «О санитарных органах республики», народный комиссариат  здравоохранения и его местные органы надзирали за санитарной охраной воды и атмосферного воздуха [5].

В 50-е года ХХ в. были приняты показатели предельно допустимых концентраций веществ в атмосферном воздухе, а также установлены стандарты качества атмосферного воздуха.

Одновременно с тем как развивались и совершенствовались органы санитарного надзора в Российской Федерации, проектировались совершенства и в автономные республики. 

Законодательные акты того времени сыграли значительную роль в предупреждении загрязнения воздушного бассейна, однако этого было не достаточно для получения результата в работе над охраной атмосферного воздуха. Для организации продуктивной работы в сфере атмосферного воздуха необходимо было выявить основные показатели содержащихся в атмосферном воздухе загрязняющих веществ. И только в начале 1950-х годов после утверждения предельно допустимых концентраций  появилась возможность практически осуществлять снижение загрязнения атмосферы. Число показателей предельно допустимых концентраций должно расти, в целях достижения максимально благоприятного состояния атмосферы Земли.

На сегодняшний день необходимо коренное совершенствование Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», так как с 1999 года серьезных изменений не было. Закон имеет сложный объект материального  мира и четко не определяет, что является объектом правовой охраны.

Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики и хозяйства, а также растительного и животного мира. При этом своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а, с другой стороны, – путем регулирования и нормирования воздействия человека на атмосферу.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

При условии соблюдения действующего законодательства в области правовой охраны атмосферного воздуха и строгости мер, применяемых при его нарушении, сохранение и улучшение состояния атмосферного воздуха действительно возможно.

 



Список литературы:

  1. Габитов Р.Х. Теория и практика воздухоохранного права : монография. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 200 с.
  2. См.: Лесной словарь, составленный в департаменте корабельных лесов. Ч. 1 СПб., 1843. С. 27.
  3. Полный свод законов Российской империи. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1911. С. 2646.
  4. Сборник указов РСФСР. 1922. № 80. Ст. 1004.
  5. ЦГА БАССР. Ф. 933. Оп. 1. Ед. хр. 238. Л. 78.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: