» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Шкурихина Мария Владиславовна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Этапы становления и развития законодательства об охране атмосферного воздуха в Российской Федерации
Дата публикации: 1.12.2018
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шкурихина Мария Владиславовна
Научный
руководитель: Ямалетдинов Руслан Равилевич
кандидат юридических наук
Башкирский Государственный
Университет, г.Уфа
Правовое регулирование охраны природы велось в нашей
стране издавна, но что касается правового регулирования
охраны атмосферного воздуха началось недавно.
Воздухоохранное законодательство берет свое начало с развития
источников загрязнения атмосферы - промышленного производства. Так, например, в
Указе 1659 года отмечалось, что некоторые предприятия своим дымом пугают и
истребляют пчел. Существует мнение, что атмосферный воздух никак и ни при каких
обстоятельствах не может быть загрязнен, так как он, в отличие от других
природных объектов, прямо соединен с космосом, со
вселенной, т.е. атмосфера Земли рассматривалась как бесконечное пространство [1].
Условно можно считать, что начало атмосферного
законодательства было заложено во времена правления Петра 1, так как если взять
за аксиому, что леса это легкие Земли и если мы охраняем леса, то мы охраняем
воздух. Была организована система
управления лесами и контроля. Так Петр Великий создал лесную службу и подчинил
пользование лесами именно ей. Лесная служба руководствовалась в своей работе
инструкцией Обер-Вальдмейстру от 19 июля 1722 г. с
дополнениями от 5 декабря 1723 г [2].
В дореволюционной России не было ни органов, ни
законодательства об охране атмосферного воздуха, но существовал Врачебный
устав. В соответствии с положением ст. 650 Врачебного устава « полиция
наблюдает, дабы на улицах, дорогам, местах и возле оных нигде не было ничего
такого, что может заражать воздух». Нарушение этой нормы Врачебного устава
влекло штраф до 300 рублей в соотвествии со ст. 207
Уголовного уложения Также было запрещено строительство
фабрик, которые наносили бы вред чистоте воздуха в городах и выше городов по
течению рек [3].
Уфимская Городская Дума на своем заседании от 22
декабря 1898 г. предупредила руководство винокуренного завода о необходимости
охраны окружающей среды территории и воздуха от заражающих нечистот, определив
прилегающие к заводу земли запретными для ведения хозяйственной деятельности,
так как это может привести к загрязнению местности и воздуха.
Также хотелось бы отметить, что в 1913 году Управление главного врачебного инспектора при
Министерстве внутренних дел внесло в Государственную думу законопроект « О
санитарной охране воздуха, воды и почвы» и «Положение о санитарной охране
воздуха от загрязнения дымом». Но действия Управления не увенчались успехом,
документы не были приняты.
Вопросы, касающиеся атмосферы вплоть до 50-х годов ХХ
в. Имели место быть в актах санитарного надзора. Так
например, можно отметить Декрет СНК РСФСР от 15 сентября 1922 г. «О санитарных
органах республики», в обязанности сотрудников санитарного надзора входил
контроль за соблюдением предприятиями санитарно-гигиенических мероприятий,
которые, по сути, были направлены на охрану атмосферного воздуха <4> .
Аналогичный был Декрет СНК Башкирской АССР от 1922 г. «О санитарных органах
республики», народный комиссариат
здравоохранения и его местные органы надзирали за санитарной охраной воды
и атмосферного воздуха [5].
В 50-е года ХХ в. были приняты показатели предельно допустимых концентраций
веществ в атмосферном воздухе, а также установлены стандарты качества
атмосферного воздуха.
Одновременно с тем как развивались и
совершенствовались органы санитарного надзора в Российской Федерации,
проектировались совершенства и в автономные республики.
Законодательные акты того времени сыграли значительную
роль в предупреждении загрязнения воздушного бассейна, однако этого было не
достаточно для получения результата в работе над охраной атмосферного воздуха.
Для организации продуктивной работы в сфере атмосферного воздуха необходимо
было выявить основные показатели содержащихся в атмосферном воздухе
загрязняющих веществ. И только в начале 1950-х годов после утверждения
предельно допустимых концентраций
появилась возможность практически осуществлять снижение загрязнения
атмосферы. Число показателей предельно допустимых концентраций должно расти, в
целях достижения максимально благоприятного состояния атмосферы Земли.
На сегодняшний день необходимо коренное
совершенствование Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», так как
с 1999 года серьезных изменений не было. Закон имеет сложный объект
материального мира и четко не
определяет, что является объектом правовой охраны.
Правовая
охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом
мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха и снижение вредных химических, физических,
биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные
последствия для населения, экономики и хозяйства, а также растительного и
животного мира. При этом своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в
том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных
объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а, с другой стороны, – путем
регулирования и нормирования воздействия человека на атмосферу.
Содержание
правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди
которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны
атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований
источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация
территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны
атмосферного воздуха.
При
условии соблюдения действующего законодательства в области правовой охраны
атмосферного воздуха и строгости мер, применяемых при его нарушении, сохранение
и улучшение состояния атмосферного воздуха действительно возможно.
Список литературы:
- Габитов Р.Х. Теория и практика воздухоохранного права : монография. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 200 с.
- См.: Лесной словарь, составленный в департаменте корабельных лесов. Ч. 1 СПб., 1843. С. 27.
- Полный свод законов Российской империи. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1911. С. 2646.
- Сборник указов РСФСР. 1922. № 80. Ст. 1004.
- ЦГА БАССР. Ф. 933. Оп. 1. Ед. хр. 238. Л. 78.
Комментарии: