» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Сулейманова Елизавета Винеровна, Комарова Наталья Геннадьевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент, студент, доцент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социальные группы общества

Статья просмотрена: 314 раз
Дата публикации: 1.12.2018

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОБЩЕСТВА

Сулейманова Елизавета Винеровна

студент

Комарова Наталья Геннадьевна

студент

Кирюхин Алексей Юрьевич

доцент, кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г.Стерлитамак

 

Аннотация. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. В данной статье описываются критерии различных социальных групп, а также прогноз социального поведения.

Ключевые слова: общество, самоуважение, группы, мораль.

 

Не стало ли сейчас понятие самоуважения архаичным? Скорее всего, нет, хотя содержание этого понятия, вероятно, претерпело определенные изменения. Меняется социальный и экономический уклад общества — меняются и моральные критерии. Если общество богато собственными традициями, основанными на высоких представлениях о морали, если культурные институты государства по существу охраняют свои моральные устои — девальвации понятий морали и этики не происходит. С сожалением следует отметить, что предшествующий исторический период построения в России общества «равных возможностей» в значительной мере сформировал философию двойной морали, которая стала едва ли не основным принципом государственной политики в отношении общества. Нынешний переходно-переломный период общественного развития происходит на фоне передела собственности, криминализации экономики и общества в целом, всеобъемлющей коррупции, правового нигилизма. При этом, если принять во внимание неопределенность продолжительности переживаемого периода, необходимо признать, что в это время происходит деформация общественной морали с характерными для подобных периодов смещениями акцентов [1].

Разная потребность в самоуважении, разные критерии определяются разным уровнем воспитания, культуры и, возможно, социальным статусом. В современных условиях формируется частная, для собственного употребления, мораль. Во многом это обусловлено отсутствием общественно-признанной национальной идеи или сколь-нибудь авторитетных идеологических институтов, под влиянием которых формируются социально значимые параметры духовного состояния общества. Самоуважение же индивидов как членов общества складывается и формируется в зависимости от характера взаимоотношений в обществе в целом [2].

Попробуем систематизировать критерии самоуважения, характерные для различных социальных групп нашего общества, и спрогнозировать соответствующий тип социального поведения.

Первая, и очевидно самая многочисленная, социальная группа живет в условиях, близких к нищете, в периферийных районах России. Уровень притязательности людей этой группы невысок — любыми способами обеспечить себе прожиточный минимум по всем параметрам быта (питание, одежда, жилье, лечение). Потребность в самоуважении здесь на уровне подсознания, понятия своей социальной значимости для них не существует. В то же время они по велению сердца, в порядке добрососедства («а как иначе?») приходят на помощь таким же, и им помогают такие же, как они. Эти люди уважают себя за то, что самостоятельно обеспечили необходимый минимум себе и своим детям. Максимума самоуважения, точнее, гордости за себя они достигают, если их дети уехали учиться или работать в другое место. Им задерживают мизерную зарплату, платят нищенскую пенсию. В случае стихийного бедствия они в представлении властей оказываются чуть ли не виновными в нем. Они, как правило, не читают книг, не смотрят кино, не путешествуют, не знают театров, цирков, музеев, Интернета и многого другого. Свою социальную неустроенность, невостребованность и незащищенность они воспринимают как данность, как судьбу, не зависящую от государственного миропорядка. Для них президент, правительство, Дума и прочее — понятия абстрактные и нематериальные, существующие в другом мире, в другом измерении.

Вторая группа — рабочие, инженеры, научные сотрудники, часть творческих работников, врачи, учителя. Они уважают себя за то, что работают честно, в доме есть 2-камерный холодильник, дети до 11-го класса учатся в школе, есть небольшой садовый участок, на ходу старенький автомобиль, в конце недели могут позволить себе скромное застолье. В значительной степени эта группа является носителем консервативных моральных ценностей, сформированных до 1917 года и дополненных при социализме. Члены этой группы «самоуважаемы», они в большинстве своем считают себя состоявшимися. Им льстит признание достигнутого статуса и, как правило, они считают (считали) себя полезными для общества. Им не чужд умеренный карьеризм, небезразличны действия «вертикали власти», они социально ограниченно активны и сохраняют остатки веры в справедливость и «праведность» власти. Эта вера начинает прогрессивно убывать после выхода на пенсию. В эту пору убывает и самоуважение.

Третья социальная группа — так называемый средний класс. Это продвинутая часть группы «рабочих», отринувшая некоторые моральные запреты и правила предшествующего времени, быстро и с пользой для себя адаптировавшаяся к новым условиям. Они уважают себя за наличие полезных друзей, умение вовремя «подсуетиться», увернуться от закона или «наезда» мафии, «влегкую» подставить или «кинуть» компаньона, «срубить неплохие бабки». Наличие хорошей иностранной «тачки», отдых за границей, обучение детей в спецшколе они считают само собой разумеющимся и обязательным, как признак принадлежности к привилегированному классу.

Верхний слой этой группы, выбившийся в руководители, часто кичлив, чванлив и высокомерен, с пренебрежением относится к знаниям и опыту старшего поколения, традициям и истории. Главное у этого слоя не знания в профессиональной области, а умение делать деньги, не состояние души в результате общения с культурным наследием и даже не процесс, а факт формального приобщения к нему через соответствующие «тусовки». Втайне от самих себя представители этой группы часто относят себя к «сливкам» общества или привилегированной его части [3].

 



Список литературы:

  1. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.
  3. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: