» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как одна из форм общей провенции

Статья просмотрена: 7 раз
Дата публикации: 6.12.2018

УДК 349.3

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕЙ ПРОВЕНЦИИ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

магистрант 2 курса факультета истории и права

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема безнадзорности и совершение правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетия. Анализируются причины возникновения этих явлений, а также пути и методы профилактики данных явлений, способы пресечения данных негативных явлений и недопущения их развития в дальнейшем.

Ключевые слова:  несовершеннолетние; безнадзорность; правонарушения; профилактика; реабилитация.

 

Одними из наиболее весомых социально-опасных проблем настоящего времени угрожающими социальной безопасности государства и общества являются детская безнадзорность и растущая на её фоне детская преступность.  По оценкам государственных структур и независимых экспертов, число безнадзорных детей в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2014 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Также растёт и количество совершаемых преступлений несовершеннолетними. За период с января по декабрь 2015 года число совершаемых преступлений несовершеннолетними выросло на 5%. Данный показатель свидетельствует о том, что за 2015 год, 36 тысяч подростков получили уголовные сроки и оказались в местах лишения свободы. Именно поэтому исключение данных явлений обозначено Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей, поставленной перед государственными органами власти и управления. Инструментом решения указанной задачи выступает социальная защита населения в рамках которой реализуются меры направленные на оказание помощи и реабилитации выявленных безнадзорных детей наряду с мерами, ограждающими детей и семьи от воздействия факторов способствующих возникновению безнадзорности   среди несовершеннолетних – мерами профилактики [4].

В исследованиях, проведенных учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту безнадзорности, классифицированы следующим образом:

  • социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
  • социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
  • психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Какими бы предпосылками ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи [1, с. 65].

Как и любая другая деятельность, профилактика безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних представляет из себя многоуровневую и многоступенчатую деятельность, состоящую из нескольких этапов. Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

  1. ранняя профилактика (задачей которой является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении данной, социально неустойчивой категории лиц);
  2. непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);
  3. профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);
  4. профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних) [3, c. 125].

 Среди основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно выделить следующие:

  • предупреждение безнадзорности беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация групп несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий [3, c. 138].

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую связанную общностью целей и задач систему. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации органы управления социальной защитой населения органы управления образованием органы опеки и попечительства органы по делам молодежи органы управления здравоохранением органы службы занятости органы внутренних дел. Так на территории Республики Мордовия действует закон от 30 марта 2005 года № 26-3 «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» и на основании этого закона функционируют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саранске и на территории каждого из районов [2].

Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За последнее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию [1, c. 89].

Состояние и динамика безнадзорности и детской преступности в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности и преступности, характер и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.



Список литературы:

  1. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. – М., 2000. — 142 с.
  2. Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 26- 3 «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия (с изменениями на 12.10.2018).
  3. Павленко П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. / П. Д. Павленко – М.: Логос, 2009. — 272 с.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Российская газета. - 2004. - № 109.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: