» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Свириденко Вячеслав Иванович, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социализация детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Статья просмотрена: 8 раз
Дата публикации: 7.12.2018

УДК 37

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Свириденко Вячеслав Иванович

воспитатель

МБУ «СРЦдН", рпвня Белгородская область

 

Аннотация. Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к её законам и символам, воспитание любви к своей малой родине, к её истории и традициям. Статья направлена на воспитание гражданственности, чувства гордости за свою страну, социализации детей в условиях социально - реабилитационного центра.

Ключевые слова: воспитание, социализация,  гражданственность, младший школьный возраст, организационно - педагогические условия.

 

Исследуя процессы социализации детей, можно выделить сле­дующие необходимые организационно-педагогические условия, которые объединяются в три группы: первая направлена на коор­динацию социальной среды, вторая обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития, третья предусматривает организацию взаимодействия подростков со значимыми лицами.

Первая группа организационно-педагогических условий социа­лизации рассматривается как педагогическое сопровождение инди­видуальной социальной ситуации развития и ориентирована на создание педагогических и психологических условий для успешно­го обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Воздействие этого условия является для ребенка прямым и индивидуальным, так как оно обусловлено непосредст­венным контактом с воспитателем. Реализация этого условия осу­ществляется через такое направление, как исследование социаль­ной ситуации развития ребенка.

Следующая группа связана с особенностями социализации де­тей младшего школьного возраста - взаимодействие со значимыми лицами, которое рассматривается нами как создание действитель­ных межличностных контактов детей со взрослыми и друг с другом в процессе совместной работы. Благодаря совместной деятельности достигается приспособление действий одного человека к действи­ям другого, общность в понимании ситуации, смысла работы и со­лидарности или согласия между ними. Это условие реализуется через такое направление, как участие (роль) родителей в процессе социализации ребенка.

            В ходе диагностического эксперимента выявлено наличие еще одной группы условий, связанных с особенностями социализации детей, - координация социальной среды, которая рассматривается, с одной стороны, как процесс усвоения социального опыта (характе­ристика того, как среда воздействует на человека); с другой - через воздействие человека на среду, через его деятельность. Таким образом, скоординированная социальная среда опосредованно влия­ет на внутренний фактор социальной активности. Реализуется это направление через исследование социальных сетей младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу проявляются два фактора, оп­ределяющие социализацию ребенка: становление самостоятельно­сти и усвоение правил и норм общения.

Специфика самостоятельности детей младшего школьного воз­раста сочетается с их зависимостью от взрослых. С одной стороны, послушание, открытость и доверчивость могут сделать ребенка за­висимым, несамостоятельным, задержать развитие. С другой сто­роны, слишком ранний упор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ре­бенка приобретение жизненного опыта.

В связи с этим взрослым необходимо сделать так, чтобы воспи­тание самостоятельности и зависимости было взаимно уравнове­шенным.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосоз­нания детей - внутренняя позиция. Эта позиция представляет со­бой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы критериев:

  1. социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;
  2. социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
  3. социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Исходя из общепринятой теории о возможности раннего формирования личностных качеств ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически управляемой регулируемой деятельности ученые - педагоги достаточно внимательно относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств личности. 

Сформированные признаки гражданского воспитания у детей младшего школьного проявляются: в потребности в активном участии в торжественных мероприятиях;  в потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельности; в проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в выполнении общественных поручений;  в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности. 

Младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге  - патриотизма.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. Мною проводились  занятия, направленные на формирование гражданственности: «Что такое государственная символика?», «Символы президентской власти», «Государственный Российский герб», «Государственный флаг РФ», «Государственные награды РФ», «Государственный Российский гимн», «Государственные символы народов мира». На этих занятиях я учил детей с уважением относиться к своей стране, её символам. Так же мною проводились мероприятия по воспитанию уважения к традициям нашей страны, это «Праздники России: День Победы», «Праздники России: День Военно - Морского Флота России», «Мы - граждане России», «Символы моей Родины».

Результатами педагогической деятельности по социализации детей младшего    школьного возраста считаю воспитание в них гражданственности, усвоение ими нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности.

 



Список литературы:

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М., 1968
  3. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. М., 2002
  4. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003
  5. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. [Текст] / А.В. Мудрик - М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997.- 96 с.
  6. Станоев Л. Методы воспитания в социальной работе. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. [Текст] / Л. Станоев - М., Издательский центр «Когито-Центр» 1993.- 460 с.
  7. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. [Текст] / А.М. Щетинина – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.- 132 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: