» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Тарасова Елена Александровна, социальный педагог
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль педагога в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра

Статья просмотрена: 357 раз
Дата публикации: 7.12.2018

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРИВИТИИ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Тарасова Елена Александровна

социальный педагог

МБУ «Социально-реабилитационный центр», рпвня Белгородская область

 

Аннотация. Составляющими культуры поведения воспитанника являются умение жить и работать в коллективе, быть добрым, вежливым и отзывчивым по отношению к сверстникам и взрослым, бережно относиться к имуществу, иметь культурную внешность, соблюдать гигиенические нормы.

Ключевые слова: культурное поведение, система взаимоотношений, сознательное поведение.

 

В настоящее время наша педагогика находится на пути становления новой модели отношений воспитателя и ребёнка. Центральной фигурой в современном процессе воспитания становится ребенок, который представляет собой неповторимую личность, требующую к себе особых форм общения. Таким образом, в настоящее время педагогу необходимо творчески преобразовывать, творчески взаимодействовать, а так же сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного воспитания остается сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Умение жить и работать в коллективе, быть добрым, вежливым и отзывчивым по отношению к сверстникам и взрослым, бережно относиться к имуществу, иметь культурную внешность, соблюдать гигиенические нормы –являются составляющими культуры поведения. Формирование качеств культурного человека необходимо с раннего детства, поэтому воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, школе и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Подростковый возраст время познавать взрослую жизнь, примерять на себя роль зрелого человека, определять свое собственное место в обществе. Когда подросток не имеет возможности самореализоваться, его действия направлены на привлечение внимания взрослых, и часто имеют негативные последствия.

Очевидно, что воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних крайне ограниченны в общении с взрослыми людьми. Можно подумать, что в таких условиях подростки учатся быть самостоятельными, организованными, но исследования показывают обратное: дети не в состоянии организовать собственное время, придумать себе занятие. Для подростка нормально стремиться к самостоятельности, равенству в правах с взрослыми, но дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не имеют возможности развить подобные стремления. Это связанно с такими особенностями проживания в социальных учреждениях для несовершеннолетних, как существование четкого расписания дня, контроля со стороны воспитателей.

Следующей особенностью воспитанников является повышенное желание обратить на себя внимание взрослого, его похвалу, стремление общаться с ним, испытать положительные эмоции. Эта потребность практически не удовлетворяется в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Воспитатель крайне редко разговаривает с каждым ребенком по отдельности, разбирает конкретные проблемы каждого. Указанные особенности общения подростков с взрослыми исключают необходимое для любого ребенка ощущение того, что он нужен окружающим, подросток становится неуверенным в себе, и это затормаживает развитие личности. Наряду с этими проблемами неблаготворно влияет частая смена воспитателей детских учреждений, что приводит к лишению ценности отношений с окружающими взрослыми. Существует более простое объяснение проявления грубости со стороны подростка, где агрессивность считается последствием неудовлетворенности потребности в материнской заботе, внимании. К этому добавляется недостаток в интимном общении, в самореализации и т.д.

Даже после первых наблюдений за подростками можно выделить важные особенности общения с воспитателями: во-первых, существование острой нехватки данного вида общения, во-вторых, нереальность быстрого решения проблемы.

В нашем центре для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. При воспитании навыков необходимо помнить, что формирование их должно проходить в повседневной жизни ребенка под контролем воспитателя, педагога.

Чтобы ребенок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приемы действия, и их значения, а затем в процессе занятия закрепить его. Для этого воспитатель должен показать приемы объяснить их значение понятным для ребенка языком, проконтролировать за правильностью их выполнения. Педагогу необходимо учитывать чувства детей при воспитании навыков культурного поведения, работа должна быть построена в определенной системе, основываясь на твердых педагогических принципах. Педагоги центра руководствуются принципами систематичности, последовательности и непрерывности воспитательного воздействия. Работа с детьми строится с учетом возрастных особенностей, что дает возможность определить круг навыков культурного поведения детей согласно их возраста. Педагог социально-реабилитационного центра должен помнить, что он имеет дело с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и поэтому к нему предъявляются особые требования-по матерински, любовно заботиться о каждом ребенке, создать атмосферу семьи.

Влияние личности педагога на детей особенно велико. Педагог должен быть мастером своего дела. Он не только учит и воспитывает, но и согревает душу подростка. Только тот воспитатель, педагог который сам владеет практическими умениями и навыками, сможет привить детям навыки культурного поведения в игре и труде. Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей. Культурный педагог сумеет отвести для каждого предмета определенное место, научить детей пользоваться всем этим правильно. Большое воспитательное значение имеет внешний облик педагога. Он должен быть аккуратно и со вкусом одет, иметь скромную прическу и опрятные руки. Педагог должен быть доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, готовым помочь им в трудную минуту. Основой любой системы воспитания должна быть любовь. Уважение к ребенку, ласковое и внимательное обращение с ним тепло и доброжелательность взрослых воспитывают в детях откровенность, нежность и признательность.

ЕСТЬ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Есть культура поведения,

Есть культура отношения,

И вообще-то это слово

Означает очень много:

Живопись, балет, кино,

Музыка и мастерство.

И расцвет цивилизаций,

Достоянья разных наций,

Вся история-культура.

Учит нас литература-

Как прекрасно жить на свете,

Знают это даже дети.

С детства учат нас культуре:

За добро благодарить,

«Здравствуйте», «спокойной ночи»

И «спасибо» говорить.

Почитать как надо старших,

Малышей не обижать,

А товарищам отставшим

Непременно помогать!

Помогайте вы друг другу,

Будьте вежливы, милы,

И тогда на белом свете

Будет много доброты!

Если б люди всей Земли

Быть культурными могли,

То тогда настала б всюду

Эра вечной доброты!

                                        Л. Казакова

 



Список литературы:

  1. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2008. - 96 с.
  2. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста /Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - 34-41с.
  3. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.48-52
  4. Шипицына Л.М. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 380с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: