» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Чернова Ольга Вадимовна, Сахошко Сергей Николаевич, педагог-организатор, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское ПКУ)

Статья просмотрена: 451 раз
Дата публикации: 12.12.2018

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФИЛИАЛА НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА (СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ПКУ)

Сахошко Сергей Николаевич

воспитатель курса

Чернова Ольга Вадимовна

педагог-организатор

Филиал НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище), г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профориентационной подготовки воспитанников нахимовского училища, активные формы составляющие данную подготовку и ее результаты. Статья относится к категории профессиональной педагогики.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная мотивация, самоопределение, активные формы профориентации.

 

Профессиональное самоопределение воспитанников осуществляется в течение всего периода обучения в довузовских образовательных организациях МО РФ. На завершающем этапе обучения в училище вопросы выбора профессии приобретают особую актуальность, так как правильный профессиональный выбор станет залогом самореализации воспитанника во взрослой жизни, залогом успешной и полноценной его жизни.

Для большинства воспитанников нахимовского училища выбор направления в профессии уже определен с момента его поступления в училище.

В 10-11 классе, как правило, происходит определение военной специализации. Именно в этот период воспитанник должен получить максимальную информацию о том:

1.                  Какие требования предъявляются к профессии военного и к конкретной специальности.

2.                  Преимущества данной профессии и специальности.

3.                  Особенности данной профессии.

4.                  Необходимые условия для поступления в вуз с целью получения выбранной профессии.

Однако, к сожалению, дойдя до 11 класса, не все воспитанники четко представляют, по какой военной специальности они хотели бы дальше проходить обучение. Чтобы избежать подобной неопределенности, необходима целенаправленная профессиональная мотивация воспитанников.

Процесс формирования профессиональной мотивации выпускников филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское ПКУ) состоит из следующих компонентов:

  • личностный компонент - индивидуальные способности, интересы, профессиональные склонности;
  • рефлексивный компонент - обдумывание и принятие решения о выборе профессионального вектора;
  • ценностно-ориентационный компонент - формирование адекватной профессиональной самооценки.

Кандидаты на поступление в ВУЗ должны реально оценивать перспективы, исходя из своих способностей. Для этого необходим личностно-ориентированный подход к воспитанникам с учётом их возрастных особенностей, уровня успеваемости, сформированности  интересов,  ценностных ориентаций, жизненных планов.

Под мотивацией понимают действие конкретных побуждающих факторов, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с ней.

Побуждающим фактором к выбору профессии является применение активных и пассивных формы профориентационной работы.

Среди пассивных форм профориентации воспитанников, реализуемых в классе необходимо отметить как наиболее результативные:

  • участие в программах социального партнерства с различными общественными организациями военно-патриотической, гражданско-патриотической направленности, в частности 100% воспитанников класса состоит в рядах «ЮНАРМИИ»;
  • посещение воспитанниками различных музейных комплексов, посвященных истории и героическим оборонам г.Севастополя, а также военно-исторических фестивалей;
  • посещения нахимовцами военных кораблей ЧФ РФ и воинских частей;
  • беседы о военных профессиях, классные часы военно-патриотической, военно-исторической и профориентационной направленности;
  • ознакомление со справочной литературой: книгами, рекламными проспектами, плакатами, в которых рассказывается о специальностях ВВУЗов, о его выпускниках;
  • выступления представителей военных ВУЗов различной специализации;
  • тематические встречи с действующими военнослужащими ЧФ РФ;
  • систематические встречи с выпускниками училища, а в настоящем - курсантами ЧВВМУ им. П.С. Нахимова;
  • информирование нахимовцев и их родителей (законных представителей) о требованиях к поступающим в различные военные вузы МО РФ.

Активными формами профориентации, которые используются с целью мотивации нахимовцев к выбору профессии, стали:

  • сотрудничество и вовлечение воспитанников в совместную работу с региональной общественной организацией Севастопольское объединение поисковых отрядов «ДОЛГ»;
  • практические занятия по управлению гребно-парусной шлюпкой в ЧВВМУ им. П.С. Нахимова;
  • посещение комплекса борьбы с пожаром и водойв ЧВВМУ им. П.С. Нахимова;
  • участие в военно-спортивных играх, слетах за пределами училища;
  • участие в военном Параде на Красной площади, посвященном 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне;
  • проведение родительских собраний с приглашением представителей ВВМУЗ МО РФ.

Мотивирование нахимовцев на выбор военной профессии, и прежде всего, военно-морской, происходит в ходе учебно-воспитательного процесса. В результате целенаправленной работы по профессиональной мотивации в 11 классе мы имеем следующие показатели:

Анализируя результаты тестирования за три года прослеживается положительная динамика.  В 11 классе количество желающих связать свою будущую профессию с ВМФ выросло почти в 2 раза. Это позволяет говорить о том, что проводимая профориентационная работа дает положительный результат.

Мы рассчитываем по окончании училища получить выпускника, обладающего всеми качествами, которые позволят ему быть конкурентоспособным при поступлении в ВВУЗы МО РФ и надеемся, что выбор нахимовцев будет полностью реализован.



Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: