» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Романова Анна Владимировна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие познавательного интереса старших дошкольников по средствам экспериментирования

Статья просмотрена: 755 раз
Дата публикации: 12.12.2018

УКД 37.01

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Микитюк Ирина Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМДНиСО Института педагогики

Романова Анна Владимировна

магистрант Института педагогики

ФГБОУ ВО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты основные аспекты детской экспериментальной деятельности. Отмечена необходимость и эффективность использования детского экспериментирования для развития у дошкольников познавательного интереса.

Ключевые слова: познавательное развитие, детское экспериментирование, дошкольники.

 

Высокие технологии подарили новый мир людям, профессии и тенденции которых не было ранее, одновременно с этим вырос объем данных обслуживающий их. Современному ребенку необходимо не только владеть знаниями, но и уметь работать с потоком информации, систематизировать и анализировать, быстро осваивать материал, принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, проявлять творчество и инициативу.

 Перед учреждениями дошкольного образования, их работниками и родителями стоит немаловажная задача: формирование всесторонне развитой личности, нестандартно подходящей к решению различных задач. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает некоторые ориентиры. Исходя из них обязательным является развитие «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». [1] Достигая эти результаты, педагог работает совместно с ребенком, стимулирует его интерес, возникающий в процессе деятельности.

Исследованиями в этой области занимались такие ученые педагоги как Н. Г. Морозова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина и многие другие. Ф. К. Савина говорит в своих работах, что учебный интерес неразрывно связан с личностью. Она выделила следующие его особенности: эмоциональное подкрепление, присутствие волевого усилия, концентрированность на предмете, многофункциональность. Другими словами, познавательный интерес это выбор, который делает дошкольник, внутри следующих областей: отношения с миром, получение информации, вид деятельности. Познавательный интерес – то в чем нуждается каждая личность [9].

Личность ребенка развивается в зависимости от структуры и содержания его интересов. Здесь выделяют компенсаторную функцию, то есть психологических переживаний, недостающих в силу каких-либо причин, но жизненно необходимых человеку. В этой связи, огромное количество исследований связано с стимулированием интереса, приводящего к деятельности, приводящей к познанию.

Исследования Г. И. Щукиной говорят о том, что познавательный интерес – это целенаправленное образование личности, иллюстрирующее взаимосвязь человека и деятельности. Когда развитие интереса ведет от хаотичных действий, продиктованных обстоятельствами к прогнозированию и планированию. [10].

Согласно исследованиям Н. Г. Морозовой, место интересов в познавательной деятельности отражается в следующем [5]:

  • интерес влияет на устойчивость знаний;
  • качественно совершенствует умственную деятельность ребенка;
  • активирует творческий подход к решению различных задач;
  • улучшает общее эмоциональное состояние, которое благоприятно сказывается на протекании различных психологических процессах.

Принимая во внимание мнение ученых педагогов можно сделать вывод, что истинный познавательный интерес является основой познавательной (учебной) деятельности.

Г. И. Щукина в своих исследованиях дает структуру познавательного интереса, выделяя следующие компоненты [10]:

  • Интеллектуальный компонент – исследование объекта, с целью выявления его сущности.
  • Эмоциональный компонент – объект исследования должен вызывать положительные эмоции.
  • Волевой компонент – сосредоточение на объекте, проявление волевых усилий для достижения результата исследования, концентрация с целью не потерять интерес.

В процессе анализа научной, психолого - педагогической литературы, можно выделить общее направление формирования познавательного интереса, как многофункциональной системы, охватывающей различные уровни развития и различные степени выраженности. Рассмотрим исследования познавательного интереса Н. Г. Морозовой и Г. И. Щукиной. Они выделяют следующие стадии развития [5], [10]:

  • Любопытство – простейшая стадия, в которой внимание ребенка привлекают необычные условия, характер и свойства наблюдаемого объекта. Если объект достаточно заинтересовал наблюдателя, осуществляется переход от стадии наблюдения к стадии познания.
  • Любознательность – это эмоциональная стадия, нацеленная на познание глубинной сущности объекта; подразумевает удовлетворение эмоциональных потребностей в познании.
  • Познавательный интерес – стадия познавательной деятельности, в ней существенную роль занимает мотивация познания, благодаря которой, личность обретает взаимосвязь с явлениями и закономерностями познания.
  • Теоретический интерес – здесь проявляется творческая личность исследователя, использующая ранее изученную теорию как инструмент познания.

Г. И. Щукина классифицировала познавательный интерес по видам [10]:

  • Ситуативный – непосредственное обывательское восприятие.
  • Устойчивый, активный интерес – тяга к познанию ситуации или объекта, подкрепленная эмоциями.
  • Личностный интерес – глубокая заинтересованность, крепко связанная с личностью.

Интерес, несомненно, важен в любом познавательном процессе. Его наличие – основополагающий фактор успешной деятельности, достижения целей и развития ребёнка в целом. Познавательный интерес основан на процессе познания, который стремится постичь суть событий и явлений, изучить теоретические основы знаний, к постоянному и основательному накоплению знаний. На основе интереса проявляются и развиваются творческие способности, которые приводят к поиску самостоятельных решений поставленных лично или извне задач. Решенные подобным образом, они приводят к эмоциональному подъему, радости от успеха.

Таким образом, мы можем охарактеризовать познавательный интерес, как деятельность, направленную на выбор личностью объекта исследования из окружающего мира, с целью получения положительных эмоций. Формирование же интереса происходит из-за необходимости получения внешних впечатлений в процессе деятельности посредством изменения его компонентов. Экспериментирование – вид деятельности, наиболее точно отражающий эту взаимосвязь. Л. И. Божович говорит о том, что на тяге к новым впечатлениям основана познавательная потребность, а на ней основано развитие других потребностей ребенка. Так необходимость в новых впечатлениях переходит в исследовательскую деятельность, которая зарождается в раннем возрасте. [2]

Однако, взрослые не всегда способны разглядеть процесс экспериментирования. Они накладывают запреты, наказывают, давят авторитетом, пресекая исследовательскую деятельность, подавляя исследовательский интерес в будущем. Ребенок лишается возможности самостоятельно получить бесценный опыт. В трудах А. Н. Поддьякова научно обосновывается негативное влияние таких ограничений на детей раннего дошкольного возраста. Они мешают интеллектуальному, творческому развитию, препятствуют процессу дальнейшего обучения. [8] Экспериментирование охватывает различные сферы деятельности ребенка. Это основной вид его деятельности.

В исследованиях С. Н. Николаевой, Н. Ф. Виноградовой, и др. отмечается, что старшие дошкольники в возрасте 5-7 готовы экспериментировать. [3], [6] В этом возрасте происходит важное качественное изменение психики, благодаря которому он может подолгу не терять концентрации на объекте. Внимание становится устойчивым, отодвигая нетерпеливость, вследствие чего появляется активное и целенаправленное восприятие. Ребенок теперь вкладывает в исследование полученные ранее знания, присуждая основные признаки объекту исследования, сравнивает их с предыдущим опытом, определяет причины изменений и делает выводы. Это и есть полноценный эксперимент, который помогает развить речь и увеличить словарный запас, активизировать память и аналитическое мышление, стимулирует музыкальную, художественную, конструкторскую и др. деятельности. Ребенок переходит к образному и логическому мышлению.

Педагоги - психологи А. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева разработали методические рекомендации для занятий с использованием экспериментирования. Суть занятий в том, что дети повторяют, показанный педагогом эксперимент. Затем они выдвигают свои гипотезы и отвечают на вопросы, основываясь на опыте из эксперимента. Таким образом, ребенок берет на вооружение экспериментирование как вид деятельности, может применить его к опытам с другими предметами и явлениями. Такая деятельность, возникающая по инициативе ребенка становится основной в познавательном процессе.

Структура проведения занятий с экспериментированием:

  • постановка задачи;
  • поиск способа ее решения;
  • проведение эксперимента с наблюдением;
  • дискуссия по поводу увиденного;
  • построение гипотезы, выводы.

Дополнительной мотивацией могут служить следующие стимулы:

  • внешние (что-то необычное, новое);
  • стимул удивления (неожиданность, таинственность);
  • стимул помощи (работа в команде);
  • стимул познания (стремление узнать «почему?»);
  • вариативность (предоставление выбора).

Эксперименты бываю как одиночные, так и в группах; как повторяющиеся однажды, так и периодически (наблюдение за ростом растений в различных условиях).

По способу осмысления эксперименты подразделяются на:

  • констатирующие (показывающие одно состояние объекта или одно явление);
  • сравнительные (показывающие динамику процесса);
  • обобщающие (показывающие общие тенденции, резюмирующие проведенные ранее отдельные эксперименты).

В пособии А. И. Ивановой имеют место еще два вида экспериментирования – демонстрационный и фронтальный, – которым рекомендуется уделить пристальное внимание. [4] Первые демонстрирует педагог, а дети только наблюдают, ввиду опасности или дефицита материала, объекта исследования. Вторые, материал для которых имеется в достаточном количестве, проводятся детьми самостоятельно. Такие эксперименты в большей степени соответствуют возрастным особенностям детей, позволяют им попробовать различные варианты, подкрепить полученный опыт мышечной памятью, тактильными ощущениями. При этом нельзя принуждать детей проводить эксперименты или требовать их исполнения в короткий промежуток времени. По началу, эксперименты должны проводиться под руководством педагога в виде игрового занятия. Он методично проговаривает все этапы, задает наводящие вопросы, чтобы дети не теряли внимания; подталкивает их к выводам. Позже, необходимые материалы и оборудование вносятся в предметно - пространственную среду, где дети проводят опыты самостоятельно в игровом процессе. [7]

Можно сделать вывод, что экспериментирование – весьма эффективный метод развития познавательного интереса у старших дошкольников. Опытническая деятельность знакомит с реальными методами, способами, правилами, применяемыми во всех областях жизни. Старшие дошкольники, работая самостоятельно, переходят на другой уровень знаний и умений, создают что-то новое, неизвестное доныне. Эксперименты возбуждают различные области разума, раздвигая границы представления о себе и о мире. Цель экспериментирования дошкольников не конечный результат, а сам процесс. Именно в процессе активизируются интеллектуальные и творческие способности детей, возникают положительные эмоции в процессе познания.



Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 . N 1155) 18с. Дошкольного образования.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. 400 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004 – 12 с.
  5. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 450 с.
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 65с.
  8. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
  9. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. [Текст] / Ф.К. Савина. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. – 67 с.
  10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Просвещение, 1971. – 175 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: