» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Морева Екатерина Вячеславовна, Соискатель ученой степени к. пед. н.
Рубрика: Искусствоведение
Название статьи: Ozzy Osbourne – персона формирующая общественный музыкальный вкус

Статья просмотрена: 1084 раз

УДК 784.071.2

OZZY OSBOURNE – ПЕРСОНА ФОРМИРУЮЩАЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС

Морева Екатерина Вячеславовна

Соискатель ученой степени канд. пед. наук

 Самарский государственный институт культуры

г. Самара

 

Аннотация: В статье раскрыты составляющие успешного вокального исполнения и исполнителя, рассмотрен Ozzy Osbourne как персона, влияющая на общественное мнение и рок-музыку, выявлены отличительные творческие особенности исполнителя, проанализированы: тексты песен, манера и техника вокального исполнения, эпатажный стиль и образ вокалиста, приемы инструментальных эффектов используемых в песнях.

Ключевые слова: вкус, музыкальный вкус, вокальная техника, вокалист, музыкальные инструменты

 

            Общественное мнение сегодня наполняют взгляды совершенно не похожих друг на друга личностей, обладающих различными профессиями и увлечениями, стремящихся к постижению новых вершин или скучающих от окружающей их рутины, но все они без исключения существуют, живут и развиваются под звуки музыки, струящейся или рычащей, доносящейся отовсюду и наполняющей нашу жизнь красочной музыкальной палитрой. Музыка не только радует слух, отражает настроение, сопровождает жизненные ситуации общества, она также влияет на психологию, мораль, эстетику личности слушателя и формирует его музыкальный вкус. Персонами, доносящими музыку до слушателя, являются исполнители, инструменталисты, певцы, влияющие на музыкальный вкус через песни, содержание которых столь разнообразно и безотрывно переплетено с нотным выражением (мелодии, ритмы, тональности).

            Вкус это не только понятие, относящееся к еде, это еще и философская категория, появившаяся в середине XVII века наделяющая личность эстетической специфической особенностью. Эстетический вкус личности зависит от способности эмоционально оценивать эстетические свойства предметов и явлений, наслаждаться прекрасным в повседневности. Давид Юм в очерке «О норме вкуса» (1739-1740) отмечал, что вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве [3].       

Весомым компонентом эстетического вкуса является формирование музыкального вкуса, осуществляемого через музыкальное восприятие. Музыкальное восприятие личности раскрывает: замысел музыкального произведения, который в него вложил композитор и передал исполнитель; собранный воедино музыкальный материал (стилистические находки, ритмические приемы, композиторский замысел) внедряемый в исторический пласт музыкальной культуры. Каждая личность – слушатель субъективно воспринимает музыкальное произведение и его интерпретирует. Активность  восприятия музыкального произведения зависит от особенностей: музыкального переживания, то есть способности чувствовать и сопереживать настроениям заложенным композитором, автором; эстетического суждения о музыкальном материале и музыкальных запросов слушателя; умения и желания интонировать музыку и проявлять интерес к истории создания произведения, его автору или композитору. Музыкальный вкус формируется под воздействием исполнителей, творцов прошлых лет и современности, творчество которых раскрывается в сознании личностей и влияет на их представление о прекрасном. Музыкальные исполнители – вокалисты являются мостиком между созданным музыкальным произведением и сознанием слушателей. Сегодня существует много ярких исполнителем, например, один из них Ozzy Osbourne - колоритный персонаж музыкальной современности, о котором слышал всякий, эпатажный вокалист, общающийся со слушателями не один десяток лет через песни.

Ozzy Osbourne оценивается не однозначно в обществе, мнения разнятся, причины этого базируются на следующих основаниях: сменяющиеся поколения со своими принципами и устоями, музыкальными предпочтениями; восприятие вокала и содержание текстов исполнителя; поведение и сценический образ вокалиста; музыкальное направление инструментального сопровождения; ответная реакция общества (группы и сообщества с их субъективными провозглашенными и муссируемыми в прессе мнениями).

Музыкант и вокалист Ozzy Osbourne – персона, наделенная не только музыкальными способностями, но и своим особым стилем. Передача музыкального материала слушателю обладает особым механизмом, в котором важен каждый винтик, разлаженность работы которого, может оказаться катастрофической. Немецкий композитора Роберт Шуман объединил несколько условий для великолепного исполнения:  вдохновенное воплощение; широта и глубина замысла, идея произведения; техническое совершенство исполнителя; внутренняя потребность выразить (задача исполнителя) и воспринять (задача слушателя) наиболее благоприятное для данного момента настроение; сочетание места, времени и других обстоятельств; передача впечатления об искусстве другому человеку [2, 9]. Объединенные условия отражают сущность взаимосвязи между обществом и исполнителем, выстраивают диалог. Налаженный диалог исполнителя со слушателем зависит от  нескольких аспектов: техническая сторона голосового аппарата; осмысленное пение (эмоционально-целевое пение); состояние здоровья; психологическая готовность, позволяющих оказать влияние на аудиторию через песенное творчество исполнителей формирующее музыкальный вкус.  Ozzy Osbourne - личность с ярким характером и со своим творческим путем, сочетающая аспекты необходимые для выстраивания диалога со слушателем и передачи песенного творчества, что фактически подтверждается неофициальным титулом «Крестного отца хэви-метала».

Творчество исполнителя, влияющее на общественное мнение, невозможно отразить, не раскрыв музыкальный альянс компонентов его внутреннего мира, мировоззрения, таланта, здоровья, психологии, чувств и иных категорий. Ozzy Osbourne -  исполнитель сотворивший свой неповторимый образ и стиль, сложившийся годами и выразившийся через все аспекты передачи вокальной музыки слушателю. Обладая самобытным голосом и достаточно широким диапазоном, вокалист прибегает к речевому звуковоспроизведению, не облагораживает звук, но при этом, вслушавшись в его исполнение можно заметить различные стилистические приемы и технику в вокале. Тембр голоса исполнителя нельзя отнести к мягко звучащим голосам, которые наполнены бархатистостью, но и утверждать, что его голос прозрачен и чист также не получится, так как он окрашен хрипотцой и в его звучании присутствует детская наивность, природно дополнен голос широким диапазоном, который позволяет исполнять высокие ноты, прибегая к различному звукоизвлечению и звуковоспроизведению. Различное звукоизвлечение исполнителя базируется на умении пользоваться дыханием и опорой звука, тембрально окрашивать извлекаемый звук, прибегая к различным вокальным техникам. В песне  «Dreamer» (2001) тембр звучит без надрыва, спокойно и ровно  в самом начале песни на слова: «Wondering will mother earth survive. Hoping that mankind will stop abusing her sometime» голос мягкий, каждый звук выдержан, тембр словно прозрачен, не утяжелен глубиной звука, нет надрыва в голосе; в дальнейшем при развитии песни, на словах: «Without each others help there ain't no hope for us. I'm living in a dream of fantasy. Oh yeah, yeah, yeah…» происходит усиление силы звука, но нет перехода на крик и слышна ровность и плавность ведения по всей тесситуре песни. В песни «Black Illusion» (2001) на словах: «What kind of dreams to you enjoy inside your bed. I'll face the lies and shake the evil from your head»,  тембр голоса звучит иначе, чем в песне «Dreamer» (2001), тембр более плотный и придавленный, при переходе к рефрену – «Black Illusion. Is all I ever see.  Black Illusion. I bring you misery. Oh yeah. Yeah» тембральная окраска становится темной, появляются  низкие плотные звуки, чему способствует диапазон исполнителя и при природном отсутствие мощи голоса, звук основан на сильной дыхательной опоре, кроме того так называемый «подъезд к нотам» на словах, в  окончаниях фраз, например, в первом куплете, на слова: with the mace;your head» выполнен не бесконтрольно и искусно на дыхательной опоре.

Хорошая вокальная техника исполнителя проявляется в ровном звуковедении и выполнении вокализов, умении рычать и кричать в песне, расщеплять звук без ущерба для голоса, исполнять высокие теноровые ноты, прибегая к фальцету или же петь при помощи микста без искажения собственного природного тембра, видоизменяя его звучание и извлекая ровный, без срывов и перепадов звук на всем голосовом диапазоне с чистым интонированием звуков. Данный факт свидетельствует о мастерстве исполнителя при кажущейся простоте звукоизвлечения.

Тембр голоса это природное качество, которое усовершенствуется и развивается, но не стоит забывать, что существует еще и текстовая основа произведения, либретто, речитатив, включающие в себя смысл и содержание. Смысл песни тесно связан с мелодией, стилем исполнения и жанром музыкального исполнительства, а также наличием музыкальных эффектов, находок и работой инструменталистов, которые обрамляют голос исполнителя (табл. 1).

Таблица 1.  Анализ инструментальных эффектов

 

Использование различных музыкальных инструментов не входящих в основной состав инструментов рок-музыки, например, скрипка, виолончель, дудук, рояль, флейта и иные, усиление эмоционального восприятия песен через различные музыкальные эффекты и шумы, внедрение ходов классической музыки, ее имитация на живых концертных выступлениях и при работе в студии музыкальными исполнителями, не только привлекает слушателя неординарностью исполнения, но и знакомит с различными музыкальными стилями и жанрами. Ozzy Osbourne привлекает материал классической (симфонической, акустической) инструментальной музыки совместно с классическими приемами рок-музыки и через собственное творчество знакомит с ними слушателя.

Вокалист настраивает уникальный диалог со слушателем не только через инструментальное сопровождение, но и через вокальную составляющую, основанную на техническом умении. Ozzy Osbourne в вокальном творчестве соприкасаясь с обширным пластом музыкальных направлений, через вокальные приемы, украшает и раскрывает исполняемые песни (табл. 2).

 

Таблица 2.  Анализ вокальных приемов исполнителя

 

Вокальные приемы и их грамотное применение в творчестве свидетельствуют о технике вокального исполнительства и позволяют донести до слушателя сущность песни. На ряду, с техникой вокала не менее важным элементом является содержание песен. Ozzy Osbourne, при общем мрачном антураже и окраске творчества, наполнил тексты песен лирикой, социально-политическим, философским  содержанием, трогательным подтекстом (табл. 3).

 

Таблица 3. Анализ текстов исполнителя

 

Анализ содержания песен из творчества певца показывает, что через тексты раскрывается ситуация  в обществе, различные стороны общественной мысль, потаенные уголки отдельно взятой личности, социальные проблемы (суицид, наркотики, алкоголь и прочее) и внутренние противоречия самого исполнителя, актуальные вопросы окружающие его и многих из нас. В жестких гитарных риффах,  надрывных вокальных нотах в голосе и экстремальном образе можно услышать тексты заставляющие задуматься о повседневности и подтолкнуть слушателя к  движению вперед.

Не единождывозникл вопрос о стиле вокалиста, его манере держаться на сцене и за ее пределами, вызывающими неоднозначные мнения в обществе и являющихся неотъемлемой составляющей успешного исполнителя. Стиль, сценический образ и поведение взаимосвязаны, отражают внутренний мир вокалиста и реакцию на окружающие общественные реакции.  Ozzy Osbourne обладает отличительной чертой –эпатажем, через который общается со своим слушателем. В 1968 году Ozzy Osbourne основав и участвуя в британской рок-группе Black Sabbath мог носить на шее водопроводный шланг, после чего его отец сделал все участникам группы алюминиевые кресты; в конце 1960-х выкрасить лицо пурпурной краской;  откусить голову голубю (1980); откусить голову летучей мыши (1982), данные поступки  свидетельствуют об образе жизни, поведении исполнителя и шокируют общественность. Не маловажным фактом является то, что исполнитель долгие годы употреблял наркотики и алкоголь (курил гашиш, химические препараты, употреблял кокаин), плачевно сказывающиеся как на физическом, так и на психологическом здоровье человека. Ozzy Osbourne утверждает что уникален и поэтому вынослив и действие различных наркотических веществ ему сильно не повредило. Данный факт не украшает моральную сторону вокалиста, но делается частью его жизни и творческого пути, возможно, показывает, что перестав употреблять запрещенные препараты, пережив депрессии, запои, есть шанс измениться и продолжить развиваться.

Образ исполнителя делает он сам, его моральные устои, взгляды, одежда и внутренний мир. Влияние на образ и стиль оказывают музыкальные  менеджеры, продюсеры, использующие коммерческие и рекламные трюки и ходы, медийную рекламу, привлекающие прессу и СМИ к персоне вокалиста, для создания правильного образа исполнителя, ищущие удачные формы презентации артиста, прислушивающие и анализирующие взгляды и предпочтения потенциальной аудитории и уже заинтересованной в музыкальном материале.  

Успех музыкального исполнения зависит также и от диалогов: вокалиста с аудиторией; вокалиста с музыкантами проживающими с ним песни на сцене. Аудитории вокалист должен отдать энергетику, донести до слушателя не только правильные звуки и пропеть правильные ноты (технически выверено  -  звукоизвлечение, подача и опора звука, прочее), а также погрузить в стиль песни, передать ее содержание, так как слушатель должен поверить исполнителю и проникнуться его пением. Эмоциональность исполнителя на сцене, раскованность, уверенность, желание исполнять музыкальный материал, психологическая готовность и устойчивость - это важные психо-физиологические характеристики (табл. 4). Ozzy Osbourne живет на сцене, эпатирует, общается со зрителем, при этом не принужден и открыт, что заставляет задуматься где это является пиар ходом, а где естеством.

 

Таблица 4. Особенности исполнителя

 

Вторым диалогом не менее важным является диалог вокалиста с музыкантами, выраженного в умении слушать, слышать друг друга, чувствовать и понимать, поддерживать малейшие изменения во время выступлений. Особый колорит вокальному произведению придают инструменты, используемые при записи или живом исполнении песен, передающие колорит стилей, эпох и жанров музыки, дающие возможность к смешению музыкальных направлений. Усиливает инструментальный эффект виртуозность и талант музыкантов-инструменталистов работающих с вокалистом. Каждое направление в рок-музыке требует от вокалиста умения передавать через голосовой аппарат особенности исполняемого материала, например: блюз-рок характеризуется лирической наполненностью композиций (яркий пример, группа Black Sabbath, вокалист  Ozzy Osbourne, альбом Black Sabbath (1970),  композиция Sleeping Village), как правило, представлен в виде инструментального диалога, наделенного импровизационной формой музыкального жанра и отражающего социальную атмосферу угнетенных (певец должен передать атмосферу и наладить диалог с инструментами); хард-рок отличается выделенной ритм-секцией, ревущими бас-гитарами, сформированный на пентатонической гамме блюза и его ритмике, но с применением особенности - техники риффов (короткими повторяющимися гитарными партиями),  в рамках которого, певцам приходится часто прибегать к приемам резкого ритмизованного форсирования голоса, использования самых высоких нот фальцета, искусственной или природной хрипоты (яркий пример, группа Black Sabbath, вокалист Ozzy Osbourne, альбом No More Tears  (1991), композиция No More Tears ). Ozzy Osbourne работал в различных музыкальных направлениях рок-музыки и оказал не малое влияние на формирование новых стилей, опередив свое время (табл.5).

 

Таблица 5. Музыкальные стили исполнителя

 

На вокалиста производило впечатление творчество группы The Beatles (кумир - John Lennon), полюбившийся альбом Revolver (1966) – новаторский, с расширенной тематикой песен (наркотики, одиночество, социально-политическая сатира),  в котором были введены помимо основных рок-инструментов иные музыкальные инструменты (бубен, маракасы, трубы, саксофон, орган, валторна, фортепиано, сенсерро, ситар, табла) и осуществлены эксперименты с музыкальными жанрами (соул, рага-рок, психоделический рок), возможно, услышав новаторство Ozzy Osbourne и в собственном творчестве не уступил в музыкальных экспериментах. В музыкальных экспериментах вокалист затронул различные направления рок музыки, но остался приверженцем использования основных инструментов, в альбоме Technical Ecstasy (1976) в группы Black Sabbath было использовано фортепиано, синтезатор, струнные, после чего Ozzy Osbourne покинул группу разочаровавшись в выбранном направлении развития (заявив об измене хэви-металу).

Великолепной находкой для развития творчества вокалиста и участников группы Black Sabbath явилось исполнение музыки окрашенной в темные тона, оккультной тематики с использованием тритона (интервала Дьявола) – увеличенная кварта (интервал в четыре ступени) или уменьшенная квинта (интервал в пять ступеней). Использование пониженного тритона в гитарном риффе песен представляет тремоло с одновременным чередованием hammer-on и pull-off, использование группой Black Sabbath пониженного гитарного риффа с переходом  к блюзовому соло (переход  из-за исполнения соло в аппликатуре пентатоники, блюз-роковой фразировки и мелодии, использования блюзово-роковых вертушек). Тритон получил дьявольское название в позднем средневековье (мелодический тритон в прямом движении (например, f-g-a-h) был запрещён), Б.В. Афанасьев в 1940 гг. писал: «…консервативно-обывательский слух мещан средневековья мог бояться этого «музыкального дьявола» не менее, чем в наше время музыки «Sacre» Стравинского, интеллектуализма Шенберга, «Скифства» С. Прокофьева.» [1, 242]. Песня Black Sabbath с одноименного альбома (1970) была написана с использованием пониженного тритона и сегодня завораживает звучанием, остается популярной. Использование тритона в музыке, инструментальная составляющая, вокальные партии, тексты песен (поэтическая составляющая), стиль музыкантов, поведение превратили группу и исполнителя в сатанистов (скорее названых, чем настоящих, но заинтересовавших такую личность как Alex Sanders (Wiccan) и сатанинские секты). Результатом сложившегося диалога вокалиста с инструменталистами, через умение слышать в совместном творческом процессе привело к музыкальному продукту, который вызвал интерес у публики.

Ozzy Osbourne – персона творческая, неординарная, на протяжении многих лет черпающая в пластах музыкальной истории элементы для творческого развития и наполняющая современную музыкальную составляющую общества. Техничная сторона инструментально-вокальной начинки песен вокалиста не легка в воспроизведении и от желающих повторить требует освоения различных приемов исполнения, соприкосновения с жанровыми музыкальными составляющими и, возможным, их изучение. Косвенно или целенаправленно, но вокалист формирует музыкальный вкус общества, оказывает влияние на выбор музыкальных продуктов и взглядов на них.

Таким образом, реакция на творчество, стиль, сценический образ,  поведение (с позиции понимания достойности и целесообразности) персоны, такой как Ozzy Osbourne, со стороны общественного мнения, не однозначна. Суждения о творчестве исполнителя различных общественных слоев колеблются от презрения до восхищения, от игнорирования до провозглашения, но на всем диапазоне реакции на творчество, следует учитывать, что оно оценено и услышано, донесено до слушателя. Творчество, созданное исполнителем, воплощено в содержательном вокальном материале, отражающем социальные и иные вопросы современности, самые потаенные струны человеческой души и обрамленные музыкальным сопровождением через различные стили и жанры, вмещены в сосуд рок-музыки. Налаженные творческие диалоги в рабочем процессе являются свидетельством о влиянии исполнителя на формирование музыкально вкуса общества не только на Родине вокалиста – Великобритании, но и в иных, соприкоснувшихся с его творчеством,  уголках мира.

 



Список литературы:

  1. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1965.; Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. – М.: Издательский дом «Классика ХХI», 2006. (Мастер – класс). – 156 с.
  3. Эстетика: проблемы и споры: методллдлгичсике споры дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. – 175 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: