» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Гаканова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие познавательных способностей первоклассников через игру

Статья просмотрена: 392 раз
Дата публикации: 12.12.2018

УДК 373

 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Гаканова Валентина Михайловна

учитель начальных классов,

МБОУ г. Иркутска СОШ №20, г. Иркутск

 

Аннотация. Школа ставит перед детьми  ряд задач, которые не связаны с предыдущим опытом, и они требуют от первоклассников максимальную мобилизацию интеллектуальных и физических сил. Игровые технологии на уроках помогают при адаптации первоклассников.

Ключевые слова: первоклассники, игра, развитая речь, фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительное восприятие.

 

Можно ли вызвать у первоклассников удивление, любопытство на уроке? Можно ли наблюдать  радость в глазах, когда у них вдруг появится догадка и они с нетерпением тянут руку, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос? Такие моменты на уроках - радость для  меня  как учителя, имеющего 30 летний стаж работы в школе.

В каждом классе есть дети, имеющие проблемы психологического плана, такие как отсутствие  мотивации обучения, неустойчивость внимания, памяти и т.д. В связи с этим учителю необходим материал, с помощью которого он  смог бы заинтересовать  ребёнка, научить его думать, анализировать, делать выводы, развивать его мышление без принуждения. Хочу поделиться своими находками с коллегами. Считаю, что в игровой форме маленькие ученики быстрее запомнят материал, проявят своё творчество, у них развивается мышление, так необходимое в учёбе!

Включение игры  повышает интерес детей к учению. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя  и без особого труда и напряжения  приобретают определённые знания. Ведь игра для первоклассников - это самая настоящая учёба. На уроках я стараюсь  разные игровые приёмы. Думаю, что каждый учитель применяет их в своей работе.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но  если с учёбой сложить  развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

Первый класс - один из  самых важных и трудных периодов  в жизни детей. С поступлением в школу изменяется вся их  прежняя жизнь - привычный стереотип поведения и возрастает психоэмоциональная нагрузка.  Как правило, до школы малыши рисуют, лепят, раскрашивают картинки, складывают узоры, мозаики и т.д. Но на сегодняшний день дети не доигрывают в игры, необходимые для нормального развития, а ролевые игры оскудели. А именно в ролевой  игре ребёнок развивается как личность. Наши дети меньше стали  играть, а значит, всё меньше общаются со сверстниками в процессе игры, всё меньше  развивают творческую инициативу, чувство товарищества, справедливости, долга, умения взаимодействовать с партнёрами. Нужно ещё учесть, что некоторые родители разрешают сидеть у компьютера неограниченное время, то это говорит о снижении зрения, возбудимости таких учеников, неумении  и нежелании общаться с ровесниками. Обследуя совместно с психологом первоклассников, мы выяснили, что у 71% низкая краткосрочная память; уровень ориентации в пространстве у 50% ,читали  словами всего 12%, могли списать элементы букв 16 %. детей. Особенно удивили результаты развития мелкой моторики пальцев -  70 % детей не умели держать карандаш и ножницы.  Речевые нарушения имеются у    41%   поступивших учеников.

Школа ставит перед детьми  ряд задач, которые не связаны с предыдущим опытом, и они требуют от первоклассников максимальную мобилизацию интеллектуальных и физических сил. Большинство поступивших к нам первоклассников  не готовы к школьному обучению и имеют проблемы с физическим  здоровьем. По данным медицинских карт  из 67 человек только 13 имеют первую группу, а это всего 19%. Вторая группа здоровья- 63%, но есть с 3 группой- 8 человек и даже с 4-3 ученика. В данное время всё чаще в образовательную школу  поступают  учащиеся  разных национальностей - таджики, узбеки, киргизы и другие, которые приехали в Иркутск по разным обстоятельствам.  Но проблема состоит в том, что они даже не знают  русский язык, и  только участвуя в играх со своими сверстниками, учатся общаться, изучая при этом незнакомый язык.

С каждым годом  набор первоклассников становится «проблемным».  Как в новых условиях  научить «учиться» таких разных маленьких учеников? А заинтересовать  ребёнка и весь  класс можно именно через игру. Игра особенно необходима в обучении первоклассников, когда происходит формирование школьнозначимых функций  (развитая речь, фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительное восприятие). Мои ученики через игру учатся думать, анализировать, делать выводы; идёт развитие  мышления без принуждения. В связи с этим я нахожу  различный материал, с помощью которого можно заинтересовать учащихся. Занимательные  задания помогают решить множество проблем, в том числе с дисциплиной   во время урока.

Начинать нужно с  самого простого: с ориентации в пространстве (парта, класс, школа и т. д.), взаимосвязи и взаимозависимости  природных явлений, построения цветовых, геометрических, числовых закономерностей. Вопросы и задания дети придумывают потом сами (соседу по парте, другому ученику, классу, учителю, а потом маме или сестре дома). Например, В каком городе находится твоя школа? На каком этаже твой класс? В каком ряду твоя парта? Затем к уроку подбираю развивающие игры. ( «Если слышишь  в слове звук, то хлопни в ладоши», «Что изменилось?»,  «Робот»,  «Чудесный башмачок» и т.д.) Они способствуют развитию у первоклассников  развитию фонематического слуха, пространственной ориентации, мелкой моторики пальцев. Например, на уроке математики по теме  «Счёт предметов» на этапе закрепления применяю   игру «Робот». Цель: развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать внимательно и точно выполнять указания, правильно производить заданное направление. Суть игры в том, что робот понимает четыре команды: «Вперёд», «Назад», «Вправо», «Влево». Нужно научиться  им управлять.

- Ребята, у нас в гостях робот. Он очень добрый, но, к сожалению, ничего не умеет сам делать. Давайте его научим. Один ученик показывает, двигаясь по команде на один шаг в соответствующую сторону. Потом предлагаю научить робота рисовать узоры в тетради. Все ученики класса становятся роботами и начинают работу по команде. Такие графические диктанты еженедельно проводим  в тетрадях. В результате Маша Г. , Катя Т., Ангелина Х . и Настя В. научились красиво писать. Игра «Найди отличия» особенно нравится моим ученикам. Каждый старается показать свою наблюдательность. Сначала отличий два. Потом увеличиваю до десяти.

Игры «Сложи картинку»  лучше проводить   в группе продлённого дня на пазлах, которые дети приносят  из дома. Получаются  замечательные картины, ими  оформили выставку в классе. Собирали группами после уроков, оформляли на стене.   Игры «Назови всё красное» ( Круглое, деревянное…). По ходу называю основной признак. Но повторять уже названные одноклассниками предметы нельзя. В результате  развивается мышление, память.   «Угадай, что изменилось?» Предлагаю детям рассмотреть картинки, назвать их и на минутку закрыть глаза. Ведущий ученик меняет местами картинки. Открыв глаза, ученики должны отгадать, что изменилось в расположении картинок. Это игра на внимание.

 «Угадай загадки Буратино»- игра на воображение.

  • Что можно нарисовать из круга? ( Мячик, яблоко, шарик и т.д.)
  • Что можно нарисовать из квадрата? ( Портфель, печенье, картину и т.д.)
  • Что можно нарисовать из треугольника? ( Ёлку, лодку, шапочку и т.д.)

 Дети с удовольствием  рисуют  знакомые предметы, а у каждого получается свой рисунок.

Первоклашкам особенно нравится отгадывать необычные загадки. Приведу примеры некоторых загадок, которые использую на уроках математики, обучения грамоте, письма и окружающего мира.

  1. Сижу на дереве, кругла, как шар, красна как кровь, сладка, как мёд. (Вишенка)
  2. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)
  3. Будто снежный шар бела, по весне она цвела. Нежный запах источала, а когда пора настала, разом сделалась она, вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Игра «Что справа, что слева?»

Предлагаю назвать предметы по очереди как можно больше предметов сначала справа, потом слева. Выигрывает тот ряд, который назвал наибольшее число предметов. А это уже групповая работа – соревнование  между рядами. Первоклассник может концентрировать внимание не больше 15 минут. Поэтому необходимо проводить физкультурные минутки с движениями.

На уроках провожу пальчиковую гимнастику под музыку со словами. Например, «Дирижёр», «Пианист», «Дождик» и другие. Особенно нравится младшим ученикам  физкультурные минутки  с сопровождением   музыки, с использованием мультимедийной доски.

Приводить примеров с различными играми можно много, важно, что все они направлены на развитие познавательных способностей каждого ученика и учат их делать собственный выбор, т.е.  выражать своё личное мнение.  Эту работу я продолжаю со своими учениками. Вижу результаты: они становятся  более внимательными, учатся уважать  не только своё мнение, но и мнение своих товарищей, стали грамотнее говорить. Многие делают выводы об истинности или ложности  умозаключений, решают нетрадиционные задачи разными способами.



Список литературы:

  1. Безруких М.М.и др. Как помочь первокласснику хорошо учиться.- М.: Родничок, 2003.
  2. Гончарова С.Н. Развитие мышления на уроках в начальных классах.- АСТ «Астрель», ВЗОИ, Москва, 2004г.
  3. Давыдов В.В.Поступаем в первый класс.- М.: Просвещение, 2000.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: