» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Уткин Антон Евгеньевич, Магистрант
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Инновационные методы обучения на уроках физики в профильных классах школы
Дата публикации: 12.12.2018
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
ШКОЛЫ
Уткин
Антон Евгеньевич
магистрант
Институт естественных наук и математики
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф.
Катанова», г. Абакан
Аннотация. В статье рассматриваются
основные инновационные методы обучения
на уроках физики в профильных классах: проблемное
обучение, разноуровневое обучение, проектные
методы обучения,
исследовательские методы в обучении, методика использования в обучении игровых методов,
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), модульное обучение, здоровье сберегающие
технологии, и инновационные методы на основе эффективности управления и
организации учебного процесса - компьютерные технологии обучения, где предлагается методика
быстрого и
систематического осуществления контроля с помощью компьютерных технологий
уровня полученных знаний на уроках физики у учеников при нехватке времени урока.
На сегодняшний день
инновационная педагогическая деятельность является одним из значимых
составляющих элементов обучающей деятельности любого отдельно взятого среднего
школьного учебного заведения. Под
инновационными методами обучения в
образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий,
совокупности методов, приемов и средств обучения. Поскольку обучающая
деятельность создает основу конкурентоспособности любого учреждения в сфере
образовательных услуг, вместе с этим, она задает вектор профессионального
развития самого педагога и служит расширению творческого потенциала, и
обеспечивает внутренний рост воспитанников как личностей.
В наше время школа переживает
сложный переходный период, который связан с изменением образовательных целей и
также самих методов обучения. Мы знаем, что наиглавнейшей целью работы школы
является - успешность и здоровье
сбережение подрастающего поколения учеников.
Человек нашего двадцать первого
века – это, безусловно, креативная и всесторонне развитая личность. Ему необходимо быть
социально активной, и динамичной, трудолюбивой, волевой, уверенной в себе,
компетентной и высокообразованной личностью. Наша образовательная система в
школе долгое время была только научно – просветительской и педагог в ней
выполнял информаторские и сообщающие знания профессиональные обязанности, тогда
как настоящий момент времени требует от образования приблизиться к позиции
научно – гуманной системы, где роль учителя выделяется тем, что:
- в первую очередь, ему необходимо создать условия для образования и воспитания социально активных личностей в своих учениках;
- педагог также должен научить ребёнка учиться – чтобы ученик сам мог добывать знания по изучаемым предметам, вместе с этим за учителем сохраняется функция организатора самой познавательной деятельности обучения, и, конечно, он управляет самим познавательным процессом, другими словам, он планирует образовательную деятельность и организует выполнение учебного плана, делает контроль и анализ достигнутых результатов. И, конечно, же основной формой работы педагога, как и прежде остаётся урок.
Существующие ныне
образовательные методы и технологии имеют общую ориентацию на индивидуализацию,
дистанционность и вариативность самого процесса
обучения, и академическую мобильность учеников, независимо от их возраста и
имеющегося уровня образования. В школе представлен широкий спектр
образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном
процессе, в том числе при обучении в профильных классах по физике.
Что дает использование инновационных методов
при обучении физики и других точных наук
в школе? Такое внедрение в обучающий процесс современных информационных
и образовательных методов и технологий
дает учителю нижеследующие возможности:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Вместе с тем, нынешнее
внедрение инновационных современных образовательных и информационных методов
обучения на уроках физики и других предметов не значит, что они в полном объеме
и навсегда заменят классическую традиционную методику
преподавания на уроках в школе, а, вернее сказать, они будут служить её
составной необходимой частью. Поскольку именно совместное использования
инновационных методик преподавания
вместе с классической устоявшейся системой обучения и дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и
добиваться самых высоких результатов обучаемости
своих учеников. А это одна из главных
задач школы.
Существующая образовательная
система возможность педагогу среди большого количества инновационных методик
обучения выбрать «свою», которая позволит по-новому взглянуть на своей
собственный опыт обучающей работы.
Целью в обучении является: развитие творческих
способностей учеников, их мышления, внимания и памяти. Вот несколько инновационных методик и технологий,
которые способны сделать урок очень эффективным и современным и познавательным.
Такими инновационными методами
и технологиями, которые дают ожидаемо эффективный
результат, являются:
Проблемное обучение.
Здесь речь идет о создании во
время обучения проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной
деятельности учеников по их группам разрешения, в результате этого обучения мы
получаем и творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются
мыслительные способности на уроках физики.
Разноуровневое
обучение.
В данной методике у педагога есть возможность
помочь слабому менее успевающему ученику, и уделять
должное внимание сильному в обучении ученику, и здесь осуществляется желание
более сильных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании физики. Таким
образом, сильные школьники утверждаются в своих способностях при обучении, а
более слабые ребята получают возможность испытывать им необходимый учебный
успех, и это повышает планку мотивации у учащихся.
Проектные методы обучения.
Работа по данной технологии
дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся,
более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в
обучении.
Этот метод дает возможность обучающимся школьникам
самостоятельным образом пополнять свои
знания по физике и по другим предметам, также предоставляет возможность глубоко
вникать в изучаемую тематику и предполагать способы решения проблем содержащихся
в этой теме, и что при этом важно происходит формирование активного
мировоззрения исследователей учащихся. Данное обстоятельство крайне важно для
закладывания индивидуального вектора развития каждого ученика.
Методика использования в обучении игровых методов: при
ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Здесь идет
речь больше о школьниках помладше при обучении физики: мы наблюдаем и
расширение кругозора с ее помощью, и развитие познавательной деятельности, и
запускается формирования коммуникативных умений и навыков учеников, которые так
понадобятся в дальнейшем в практической деятельности учащихся, и происходит
существенное развитие общеучебных умений и навыков во
время таких занятий.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа).
Эта методика основывается на сотрудничестве как идее совместной развивающей познавательной и обучающей деятельности взрослых и детей, Идея индивидуального подхода в данном случае, заключается в том, чтобы отталкиваться не от учебного предмета, а от самого ребенка к изучаемому предмету, в данном случае, отталкиваться от тех возможностей, которые есть у ученика с использованием психолого-педагогических личностных диагностик.
Модульное обучение.
Хотелось более подробно остановиться на этой технологии в основе которой лежит адаптивное обучение, разработанное А.С.Границкой. Модульная система обучения предполагает
следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной
работы учащихся на уроке и дома; использование разноуровневых
заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и
индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности
обучения физике (демонстрационный и фронтальный эксперименты, ТСО, и
т.д.). Развитию познавательной активности
учащихся во многом способствует правильно организованная
проверка усвоенного материала.
Здоровье сберегающие
технологии.
Применение данных
инновационных технологий дает возможность
во время проведения урока физики в равной степени распределять разные
виды заданий, и использовать чередование мыслительной деятельность учеников с
физкультминутками, что актуально для более младших школьников при обучении
физики, и также дает возможность подходящее время подачи сложного для усвоения
учебного материала по физике, и правильно выделять время для самостоятельных работ, чтобы определить
степень усвоения ранее изученного материала , и
нормативно применять ТСО, и это дает положительные результаты в обучении на
уроках физики.
Инновационные методики на
основе эффективности управления и организации учебного процесса - компьютерные
технологии обучения.
Что было до применения данных технологий? При
оценке знаний учащихся сталкиваешься
с постоянными проблемами и противоречиями:
- нехватка времени урока на устные и письменные опросы при осуществлении контроля уровня усвоенных знаний учащимися, а одна из основ контроля есть его систематичность;
- на проверку письменных тестовых работ, для подготовки к ЕГЭ: при проведении лабораторных и практических работ в виду недостаточности оборудования и невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах, а одним из основных направлений концепции среднего образование - практическая направленность обучения;
- наличие формального подхода к решению физических задач -решение их только на бумаге, а это не дает возможность проверить знания на практике;
- на каждом уроке сложно было осуществлять быстро обратную связь ученика и учителя, для того, чтобы узнать, как следует организовать работу с отдельными группами учеников;
- многие ученики, среди них особенно плохо успевающие, негативно относятся к контролю.
Данные вышеуказанные недостатки
приводили к заметному снижению качества обучения на уроках физики. Это
проблемы подтолкнули нас к тому, чтобы разработать систему
рациональной организации процесса обучения и
контроля знаний учеников и для
экономии времени на уроках, послеурочной проверки и самое главное - нахождение таких
средств контроля, которые мотивировали процесс обучения учеников и развивали их
знания. После того, как появилось компьютерное хорошее оборудование, мы во
многом с его помощью смогли создать предпосылки
для решения этих задач. Была поставлена цель для решения этой проблемы:
с помощью применения компьютерных
технологий при обучении физики учащихся и на
контрольном этапе обучения повысить результативность нашего обучения,
формировать компетенции школьников по данному предмету. Объектом исследования
является процесс преподавания физики в
профильных классах на примере изучения темы «Электрический ток в различных
сферах». В качестве предмета выступает
само обучение и контроль знаний и умений учащихся на
уроках физики в профильных классах. А цель нашего опыта является разработка системы организации интерактивного контроля уровня знаний по
физике, усвоенных учениками, с использованием компьютерных технологий и их
апробация на уроках физики в профильных классах при совмещении с классическими
традиционными методами преподавания и проверки полученных знаний, умений и
навыков школьников.
Однако,
в полном объеме современным и эффективным урок физики становится, когда
происходит умелое сочетание (наложение) с вышеперечисленными инновационными
методиками и технологиями информационно-коммуникационных технологий на уроке,
они существенно обогащают и модернизируют содержание обучения, дают возможность
сделать урок физик более наглядным и потому более доходчивым, и содержательным
и, конечно же, более интересным и захватывающим для современного поколения
учеников.
Хотим отметить, конечно, в рамках одного урока
невозможно и, в принципе, нельзя применить все имеющиеся ресурсы и возможности
информационно-коммуникационных технологий, но здесь акцент идет на саму
важность их внедрения в обучение на уроках физики. Такую систему может и просто
обязан выстроить учитель физики самостоятельно, в результате чего, он получит
современный урок физики, отвечающий всем требованиям времени и подрастающего,
взрослеющего поколения современных учащихся, урок станет более эффективным и
деятельным, повысится интерес школьников к достаточно сложному предмету и все
это -положительно скажется на качестве процесса
обучения.
Современный урок физики,
сочетающий в себе традиционную систему преподавания и инновационные методики
обучения физике предоставляет возможность учащимся получать
самостоятельно новые, дополнительные знания. Самостоятельная деятельность
учеников при поиске и отборе образовательной информации на сегодняшний день
служит очень мощным средством мотивации и необходимым условием развития
личности, продиктованным временем. Таким образом, инновационная деятельность тесно связана с научно-методической деятельностью
педагогов и учебно-исследовательской деятельностью учеников.
Список литературы:
- Границкая А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе // Границкая А.С. Научить думать и действовать.
- Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики
- Николаева Н.П. Инновационные педагогические технологии http://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html
- https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-na-urokah-fiziki-600783.html
Комментарии:
Акманова К.С 8-02-2024, 7:23 |
Отлично |