» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 2-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности акцентуаций характера в старшем школьном возрасте

Статья просмотрена: 241 раз

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Парамонова Юлия Андреевна

Студентка 2 курса

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г. Белгород

 

Аннотация: статья посвящена особенностям акцентуаций характера старших школьников. Рассматриваются преобладающие акцентуации характера: гипертимическая, экзальтированная и эмотивная. Представлено описание характерных особенностей поведения. Полученные результаты помогут лучше понять специфику данного возраста и построить эффективное взаимодействие с учетом имеющихся особенностей.

Ключевые слова: личность, старшие школьники, характер, акцентуации характера.

 

Акцентуации – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера более выражены и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям [2]. В отличие от психопатий, акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности. Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в психопатии [3].

Цель данного исследования: выявить особенности акцентуация характера в старшем школьном возрасте.

В качестве диагностического инструментария нами был использован «Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда: Акцентуации характера и темперамента».

Анализ акцентуаций характера старших школьников позволил выявить уровень выраженности различных типов акцентуаций. Количество средне выраженных акцентуаций (Ме=3,9) преобладает над количеством ярко выраженных акцентуаций (Ме=1,3). Среднее значение по общему количеству выявленных акцентуаций равно 5,1. Это очень высокий показатель для данного возраста. Поскольку в норме акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением, то в данном случае можно говорить о не сформированности характера у современных старших школьников [4]. Наличие ярко выраженных акцентуаций в юношеском возрасте может повлиять на социальную адаптацию при последующем обучении в ВУЗе. Не все студенты, имеющие проблемы с социальной адаптацией, имеют акцентуации характера. Но у каждого типа акцентуированной личности имеются свои сложности в налаживании общения, социального контакта и адаптации, что подчеркивает А.В. Белорусова [1].

Анализ выраженности различных типов акцентуации характера в старшем школьном возрасте показал, что наиболее выраженным типом акцентуации среди испытуемых является гипертимический тип. Полученные результаты представлены в таблице 1. Гипертимический тип выявлен у 37,5% опрошенных, при этом у 47% данной группы респондентов наблюдается ярко выраженная форма, у 40% - средне выраженная, у 13% - слабо выраженная форма. Следует отметить, что 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале: их отличает большая подвижность, общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Это очень тревожный результат, так как он характеризует общую направленность личности среднего школьника-выпускника. Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы неустойчивы и весьма поверхностны, они не могут долго заниматься одним делом и достигать намеченных целей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадают в «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формам поведения.

Таблица 1. Уровень выраженности акцентуаций характера старших школьников с гипертимическим, экзальтированным и эмотивным типами акцентуаций

Тип акцентуации

Уровень выраженности

Количество человек

В %

Гипертимический

ярко выраженный

15

47%

средне выраженный

13

40%

слабо выраженный

4

13%

Экзальтированный

ярко выраженный

10

31%

средне выраженный

9

28%

слабо выраженный

13

41%

Эмотивный

ярко выраженный

5

16%

средне выраженный

15

46%

слабо выраженный

12

38%

На втором месте находится экзальтированный тип акцентуации характера. Он характерен для 31,2% опрошенных, при этом у 31% из них наблюдается ярко выраженная акцентуация, у 28% - средне выраженная, а у 41% - слабо выраженная форма акцентуации. Отличительными чертами школьников с подобным типом акцентуации являются высокая контактность, альтруистичность, чувство сострадания, влюбчивость, при этом подверженность сиюминутному настроению, порывистость.

У 21,9% опрошенных выявлен эмотивный тип акцентуации характера: среди них 16% имеют ярко выраженную форму, 46% - средне выраженную и 38% - слабо выраженную форму. Они эмоциональны, чувствительны, тревожны, выражена гуманность, сопереживание другим людям и животным. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, бережно относятся к природе. Следует отметить, что среди старших школьников отсутствуют тревожный и педантичный типы акцентуаций характера.  Сходные результаты наблюдаются в исследованиях М.К. Омаровой [5].



Список литературы:

  1. Белорусова А.В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95155.htm
  2. Крыжановская И.В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. М. – 2005.
  3. Леонгард, К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989. – 213 с.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 241 с.
  5. Омарова М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svyaz-strukturno-soderzhatelnykh-kharakteristik-ya-kontseptsii-s-aktsentuatsiyami-kharaktera


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: