» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Шмальц Татьяна Александровна, студент
Рубрика: Биологические науки
Название статьи: Влияние физической культуры на физические способности студентов
Дата публикации: 12.01.2019
УДК 796.01
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Шмальц Татьяна Александровна
студент
Технический институт (филиал) Северо-Восточного
федерального университета, г. Нерюнгри
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема
физической культуры и её влияния на студентов технического ВУЗа. Было проведено
исследование, выявляющее мнение студентов по этому вопросу. Выяснилось, что
студенты считают, что физическая культура в основном влияет на физическое
развитие.
Ключевые
слова: физическая культура, влияние,
качества и способности, общая культура.
Физическая культура —
органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная
область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой
деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре,
развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную
полезную деятельность [2, стр. 5]. Физическая культура позволяет эффективно
формировать физические способности, оптимизировать состояние здоровья и
работоспособность, оказывает большое влияние на нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие.
Период обучения в вузе
совпадает со временем активного становления организма и всех его подсистем, и
именно в это время происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и
психологии, определяющие формирование профессионального, творческого и
социального потенциала будущего специалиста.
Огромным числом исследований
подтверждено, что сохранение здоровья и реализация генофонда напрямую зависят
от уровня культуры. Помимо всего прочего, культура предполагает целесообразные
действия по сохранению и укреплению здоровья, основанные на нравственных
принципах.
Физическая культура
воздействует не только на физическое здоровье, но и общий культурный облик.
Физическая
культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее
духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать
свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной
деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым
элементом образовательного пространства вуза [2, стр. 18].
В процессе физической
(спортивной) тренировки на занимающихся
оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и
психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это
позволяет занимающимся проявлять их в учебной,
трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и семье [1,
стр. 172].
Таким образом,
физическую культуру необходимо изучать как отдельную разновидность культурной
деятельности, следствия которые положительно влияют на общество и личность.
Для того чтобы узнать
мнение студентов о влиянии физической культуры на становление их культурного
облика, было выполнено исследование путем анкетирования. В нем участвовали
студенты 1-3 курсов, посещающие занятия по физической культуре.
Цель исследования:
определить воздействие физической культуры на качества и способности студентов.
Для того чтобы выяснить,
каково влияние физической культуры на качества и способности студентов, было
представлено 14 качеств и способностей,
предложенных М.Я. Виленским и А.Г. Горшковым
[3, стр. 125]. К каждому качеству предлагалось пять
вариантов ответа: сильное положительное влияние, слабое положительное влияние,
отрицательное влияние, отсутствие какого-либо влияния, ответ затруднен.
Представленные качества и способности в результате были разделены на абсолютные, заметные и спорные. Итоги подводились по
ответам, отмеченным как сильное положительное влияние.
При проведении анализа
итогов анкетирования было обнаружено, что для девушек компонентами, на которые
физическая культура оказывает абсолютное влияние
являются физические качества и двигательные способности, волевые качества,
телосложение и фигура. Заметное влияние имеют общительность и
коммуникабельность, красота и пластика движений, всестороннее и гармоничное
развитие, эстетические способности, общественная активность, успехи в труде,
уровень общей культуры. Спорное влияние физической культуры выражается в
интеллекте и умственном развитии, подготовленности к избранной профессии,
нравственном облике, уважении со стороны окружающих.
Для юношей
способностями, на которые физическая культура оказывает абсолютное влияние,
являются физические качества и двигательные способности, волевые качества,
успехи в труде, телосложение и фигура, всестороннее и гармоничное развитие.
Заметное влияние оказывается на общительность и коммуникабельность, уровень
общей культуры, уважение со стороны окружающих, общественная активность,
красота и пластика движений, интеллект и умственное развитие, эстетические
способности, нравственный облик. Спорное влияние выражается только в
подготовленности к избранной профессии.
В ходе исследования
выяснилось, что и девушки, и юноши считают, что физическая культура влияет в
основном на физические качества. В целом ответы юношей характеризуются большим
положительным влиянием физической культуры на их качества и способности, чем
ответы девушек. Можно предположить, что такое мнение студентов выражается в
зауженном суждении.
Список литературы:
- Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
- Ильинич В.И. Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.
- Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.
Комментарии: