» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Оганнисян Вардан Кристопорович , Командир отделения
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Преступления против государственной власти и проблемы их профилактики

Статья просмотрена: 1510 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 34

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

Оганнисян Вардан Кристопорович

студент факультет «Юриспруденция»

Научный руководитель: Майорова Е.Н.

доц., канд. юрид. наук

Челябинский государственный университет,  г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена преступлениям, совершаемым против государственной власти. Нашей целью является выявить причины и условия совершения преступлений против государственной власти, определить способы и выявить проблемы их профилактики. В своей работе нам необходимо представить картину преступлений против государственной власти, дать их криминологический анализ и коснуться проблем их профилактики.

Ключевые слова: преступления, профилактика, государственная власть, проблемы, Уголовный кодекс, наказания.

 

В разделе Х Особенной части УК РФ под заголовком «Преступления против государственной власти» сосредоточены четыре группы преступлений: преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против правосудия; преступления против порядка управления. Как видно, под единым родовым объектом «Государственная власть» сгруппированы преступления по характеру видовых объектов, свойственных обозначенным в группах преступлениям[1, с. 49].

Попытаемся представить картину всех этих групп преступлений, дать их криминологический анализ и коснуться проблем их профилактики.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, которые по старому УК назывались особо опасными государственными преступлениями, за последние годы не имеют выразительных показателей. Например, по ст. 275 «Государственная измена» за 2015-2016 годы не было зарегистрировано ни одного факта. То же самое с насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти (ст. 278) зафиксированы в 2013 году 3 факта и в 2014 году - 1 факт[2, с. 89];

По всем видам должностных преступлений обнаруживается заметный динамизм роста. Так, по сравнению с 2013годом в 2016 году они выросли на 7204 факта, т.е. на 40%. Если учесть, что латентность преступлений в этой сфере считается наивысшей, чем в других сферах, то не трудно представить насколько сложна криминальная ситуация в структурах государственной власти, государственных служб и органах местного самоуправления, где по признанию самих власть предержащих процветает коррупция - важнейший атрибут организованной преступности.

В главе 31 Особенной части УК РФ предусмотрены 22 вида преступлений против правосудия, реальное проявление которых далеко неоднозначно. Проявления одних преступлений единичны, а других более выразительны. Динамика более или менее стабильна. Преступления против правосудия носят в основном стабильный характер за последние годы, а по некоторым позициям к 2016 году обнаруживается даже спад зарегистрированных фактов. Если иметь в виду функционирование тысячи судов разного профиля и уровня, то приведенные показатели, казалось бы, не могут вызывать особого беспокойства. Дело в том, что официальные данные далеко не отражают подлинную картину преступности в сфере правосудия. Например, воспрепятствование осуществлению следствия и правосудия, угрозы и неуважение следователям и судьям, клевета на них гораздо больше, чем зарегистрировано [3, с. 90].

В главе 32 Особенной части УК РФ в эту группу объединен22 вида преступлений. Особо привлекают к себе внимание преступления, связанные с официальными документами, государственными наградами и иными идентификационными атрибутами, с их незаконным приобретением, изготовлением, подделкой, похищением и сбытом. По четырем статьям УК РФ, представляющими эти преступления за 2016 год совершено 71263 преступления, что составляют 75% всех преступлений против порядка управления [4, с. 42].

Более выразительны причины и условия, способствующие должностным преступлениям или, как трактуется эта сфера в новом УК РФ, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество в органах государственной власти и управленческих структурах на всех уровнях и в сфере правосудия обусловлены факторами и событиями объективного и субъективного свойства.

Коррупция в государственном аппарате и органах местной администрации проявляется не только в злоупотреблениях и взяточничестве, она дискредитирует власть, делает ее неэффективной для выполнения своей праведной роли. Еще более опасно то, что она является источником приобретения преступностью организованного характера, существенного ослабления контроля над всей преступностью, эффективности борьбы с нею.

Существенным фактором, способствующим должностным преступлениям следует считать ослабление контроля за работой служащих, контроля судебного, ведомственного прокурорского.

В ряде преступлений против правосудия много схожего с должностными преступлениями. В таких преступлениях, как привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание или заключение под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификация доказательство всем этом есть элементы злоупотребления должностными полномочиями. В них то же может проявляться корыстная мотивация и личные амбиции[5,с.75].

В погоне за утверждением важного и правильного принципа независимости суда и судей, забывается об их ответственности перед народом и необходимости эффективного контроля за ними. Происходит некий процесс унитаризациии бюрократизации системы правосудия, отрыв ее от влияния гражданского общества и общественного контроля. Этот фактор способствует отчужденности людей от интересов уголовного судопроизводства, отказу от дачи показаний или даче ложных показаний, ложному доносу, неуважению к следствию и суду, воспрепятствованию им и даже посягательствам на личности. Конечно, здесь сказываются и иные обстоятельства, связанные с формированием правосознания населения, с отсутствием по существу целенаправленного правового воспитания населения и в целом с негативным социально-психологическим климатом в обществе и в, особенности, в определенных людских сообществах[6, с. 59].

По преступлениям против порядка управления, при объяснении их причин мы так же находили общие факторы и обстоятельства, обусловливающие преступность против государственной власти, в том числе преступлений против правосудия. На общем фоне процветания несправедливости в распределении и потреблении материальных благ и трудностях социального благоустройства происходит отчуждение людей от власти и озлобление людей на представителей правоохранительных органов и служб управления. Отсюда и объяснение фактам оскорбления представителей власти, применения к ним насильственных действий и даже совершения посягательств на жизнь[7, с. 22].

Сам характер анализируемых преступлений требует, чтобы их профилактике придавалось значение общегосударственной, общесоциальной проблемы, требующей сосредоточенных и комплексных усилий субъектов всех уровней, федеральном, региональном и местном.

Прежде всего, сами власти должны заботиться о своей защите, о своем авторитете и ответственности перед народом. Псевдодемократические акции в этом не помогают, а еще больше увеличивают отчужденность. Очевидно, надо больше заботиться о формировании в стране подлинно правового государства и гражданского общества. Эти две стратегические направления государственного строительства и общественного устройства, если получат плодотворное развитие, могут помочь успешно контролировать всю преступность и обеспечить профилактику преступлений против государственной власти [8,с. 87].

Далее, в плане общесоциальной профилактики рассматриваемых преступлений необходимо придать самое серьезное значение патриотическому и правовому воспитанию граждан, особенно молодежи. В этом плане свою роль может сыграть реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Думается не меньшее значение нужно придавать правовому воспитанию граждан, да и самих государственных служащих. Нужно восстановить функционировавшую в советский период широкую систему пропагандистко-правовоспитательной работы по всей стране. Очевидно, для этого целесообразно начать с принятия аналогичной патриотическому воспитанию государственной программы, в которой могут быть задействованы все правоохранительные органы, юридические учебные заведения с их научно-педагогическим персоналом, средства массовой информации, в том числе телевидение и радио, печатные органы.

Список литературы:

  1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина.- М.: Проспект, 2012. - 912 с.
  2. Иванов В. Д. Уголовное право/В.Д. Иванов.- М.: Изд-во Приор, 2011.- 420 с.
  3. Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. - М.: Экзамен, 2009. - 436 с.
  4. Игнатов А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. - СПб: Питер, 2009. - 612 с.
  5. Курс Российского уголовного права. Общая часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М.: Спарк, 2011. -156 с.
  6. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. - 214 с.
  7. Уголовноеправо России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В.Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2011. -678 с.
  8. Уголовное право РФ. Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина.- М.: Норма, 2011. - 570 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: