» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Распределение студентов-первокурсников по уровням тревожности
Дата публикации: 12.01.2019
УДК 159.9
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПО УРОВНЯМ ТРЕВОЖНОСТИ
Парамонова Юлия Андреевна
студентка
НИУ БелГУ, г.
Белгород
Аннотация.
В статье представлен краткий теоретический обзор
особенностей тревожности у студентов-первокурсников. Рассмотрено распределение
студентов по уровням тревожности.
Ключевые
слова: тревога, тревожность, студенты, первокурсники, адаптация.
Проблема повышенной
тревожности в современном мире по-прежнему является актуальной. Каждый человек
сталкивается в течении своей жизни я рядом
непредвиденных обстоятельств, угроз и опасностей. Все зависит от того, как
человек воспринимает событие и реагирует на него [1].
Что же такое тревога? В
наиболее общей трактовке тревога рассматривается как отрицательное
эмоциональное переживание, которые связано с ощущением опасности. При этом
тревогу можно использовать конструктивно.
Тревожность – это
личностная черта, которая отражает снижение порога чувствительности к различным
стрессорам. Отражается в постоянном предчувствии угрозы собственному «Я» в
разнообразных ситуациях. Также можно сказать, что тревожность – это склонность
человека к частому переживанию тревоги в результате низкого порога
чувствительности [3;5].
По мнению многих
исследователей и психологов именно тревожность является базой многих
психологических трудностей личности, а также нарушений нормативного развития.
Высокую роль тревожность играет и в таких нарушениях поведения, как деликвентное и аддиктивное
поведение [2].
Развитие личности
студентов, а, следовательно, и особенности проявления тревожности имеют
некоторые особенности в зависимости от курса обучения. Что же касается первого
курса обучения, то здесь основная задача – приобщение к студенческим формам
общественной жизни, поведение первокурсников характеризуется слабой саморегуляцией, неумением предугадать последствия своих
действий и выбрать адекватные образы для подражания. Все эти вышеперечисленные
факторы могут приводить к переживанию тревоги [4].
Нами было проведено
исследование с целью изучения уровня тревожности студентов с помощью методики
«Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова).
Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Распределение студентов по уровням тревожности (%)
По результатам исследования выявлено, что
большинство студентов (54 %) имеют средний уровень тревожности, средние
значения по которому равны 17,85. Для 30%
студентов характерен высокий уровень тревожности, равный 30,36. Высокий уровень
тревожности не позволяет студенту успешно переносить интеллектуальные, волевые
и эмоциональные нагрузки (перегрузки). Такие индивиды склонны проявлять
чрезмерную тревожность в ситуациях повышенного умственного напряжения, что в
свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации студента к учебной
деятельности и в целом к среде ВУЗа. Незначительная часть студентов (16%) имеет низкий уровень тревожности
с показателем в 4,16.
Таким
образом, в результате проведенного исследования можно отметить, что довольно
большая часть студентов (третья часть) имеют высокий уровень тревожности.
Высокий уровень тревожности влияет на адаптацию и успешность деятельности. На
основании этого целесообразно провести ряд мероприятий по снижению тревожности
в студенческих группах.
Список литературы:
- Айзенк Х. Психологические теории тревожности: учебник для вузов / Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 247с.
- Колпакова М. Корни тревоги // Московский психотер. журнал. -2003. - №3. - С. 74-85.
- Прихожан А.М. Психология тревожности. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
- Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2013. – №2. – С. 42-52.
- Хорни К. Тревожность. М.: Смысл, 2010. Т.2. С. 174-180.
Комментарии: