» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Мирясова Эльза Эдуардовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов

Статья просмотрена: 2150 раз

УДК 336.1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИИ

Яруллин Рауль Рафаэлович,

доктор экономических наук, профессор

Мирясова Эльза Эдуардовна,

 студент Уфимского филиала

 Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа

Аннотация: в статье приведены теоретические аспекты управления государственными и муниципальными финансами, оценка использования и пути повышения его качества.

Ключевые слова: сбалансированность бюджетов, прозрачный и открытый бюджет, финансовый контроль.

Значимость государственных и муниципальных финансов страны в качестве основы ее функционирования, а также при реализации целевых программ очень велика. Эффективность их функционирования влияет на развитие абсолютно всех отраслей хозяйственной жизни государства, на состояние денежного обращения в стране, а также на стабильность системы социальной защиты и социального обеспечения населения.

Для повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами необходимо решить следующие проблемы.

Одной из главных проблем государственных и муниципальных финансов является сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. На сегодняшний день довести бюджеты всех уровней бюджетной системы до совершенства видится труднодостижимой целью. Дефицит бюджета в 2016 году составил 2,36 трлн рублей, или 3% ВВП. В прошлом году всего четыре региона завершили год с запланированным профицитом (Вологодская область, Волгоградская область, Чукотский автономный, Краснодарский). С нулевым дефицитом бюджеты восьми регионов: республики Дагестан и Карачаево-Черкесия, Саратовская, Пензенская, Рязанская, Астраханская, Смоленская и Новгородская области. А 74 региона допустили превышение расходов над доходами. Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь при введении санкционирования бюджетных расходов, соблюдении установленных лимитов, применении бюджетных резервов и механизмов сокращения и блокировки бюджетных расходов.

Еще одной важной проблемой является достижение оптимального расходования финансовых ресурсов государственных и муниципальных финансов. Одним из вариантов решения данной проблемы является сокращение межбюджетных трансфертов в Пенсионный фонд РФ с целью обеспечения долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Среди других вариантов реформирования пенсионной системы, - повышение пенсионного возраста и ужесточение условий получения досрочных пенсий. Таким образом, планируется сократить размер трансферта если не до нуля, то хотя бы до нескольких сотен миллиардов в год.  

Иным значительным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств, как определено в бюджетной политике на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., является оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.

Формирование открытого и прозрачного бюджета – еще одна проблема финансовых средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Одним из способов формирования открытых бюджетов является привлечение граждан и увеличение их доли в бюджетном процессе. С начала 21 столетия многие страны начали заинтересовываться в развитии данного направления. Значительную роль в активизации этого процесса сыграло Международное бюджетное партнерство, которое с 2006 г. рассчитывает и публикует индекс открытости бюджета стран мира. Так, в 2013 г. Президентом РФ была подписана Хартия открытых данных, которая является основополагающим документом для формирования прозрачной системы бюджетных данных.

Россия занимает очень даже неплохие позиции в авторитетном рейтинге Международного бюджетного партнерства. Следует обратить внимание, что в данном рейтинге оценивается деятельность центрального правительства. В системе управления государственными и муниципальными финансами России оно играет главную роль. Существенная доля принадлежит также региональным и местным органам власти. Более того, в процессе привлечения общественности к процессам управления государственными финансами региональные, а особенно – местные власти, обладают значительно большими возможностями, чем федеральное российское правительство. Достижения стратегических целей страны, на которые нацелена бюджетная политика, введены в такие правовые акты, как указы Президента РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и другие.

Процесс создания и принятия программных документов – вот еще один из способов повышения эффективности и результативности управления государственными и муниципальными финансами. Например, как  Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года, утвержденные Президентом Российской Федерации. Результатами программы на период до 2012 года являются введение новых «бюджетных правил», проведение реформы, касающиеся государственных и муниципальных учреждений. Утверждение концепции «Электронного бюджета» также является положительным итогом этой программы.

Первостепенной важностью для финансового сектора РФ обладает вопрос управления финансовыми средствами на региональном и местном уровнях. Принцип самостоятельности субъектов РФ позволяет органам местного самоуправления самостоятельно управлять средствами регионального бюджета. Чтобы повысить эффективность и прозрачность расходов региональных и муниципальных бюджетов необходимо применить механизм перечисления целевых поступлений и трансфертов из федерального бюджета под фактическую потребность. Это позволит практически полностью устранить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.

Для более эффективного использования государственных и муниципальных финансов нужно осуществлять контроль, который позволит дать качественную оценку экономической эффективности финансовых операций, и направлен на повышение рационального и бережливого расходования финансовых ресурсов.  В период финансового кризиса этот вопрос встает наиболее остро. Он приобретает высокий общественный статус, так как контролеры доводят до сведения граждан достоверную информацию о деятельности органов государственной власти по управлению финансовыми ресурсами. Таким образом, финансовый контроль способствует повышению эффективности всей системы государственного управления, прежде всего, в сфере расходования бюджетных средств.

Таким образом, чтобы добиться повышения качества использования государственных и муниципальных финансов, следует проводить реформы, выделять приоритетные статьи расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии, уменьшить долю государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления) для стимулирования собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, обеспечить максимальную прозрачность бюджета, осуществлять качественный контроль за расходованием финансовых ресурсов государства, который будет препятствовать нарушению законов и предотвращать появление деяний такого рода, а кроме того исключит вероятность развития коррупции.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
  2. Основные направления бюджетной политики на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://special.minfin.ru/ru/document/?id_4=116363.
  3. Программа повышения эффективности бюджетных расходов. [Электронный ресурс]. URL:http://minfin.ru/PPEBR_190210.
  4. Иванина Е.А. Проблемы управления муниципальными финансами/ Е.А.
  5. Иванина // Менеджер. Вестник ДонГУУ, — 2016. — № 2. — С. 41-45.
  6. Весельева О. Н. Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 325-329.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: