» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017
Автор: Мирясова Эльза Эдуардовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов
УДК 336.1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИИ
Яруллин Рауль Рафаэлович,
доктор экономических наук, профессор
Мирясова Эльза Эдуардовна,
студент Уфимского филиала
Уфимский
филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа
Аннотация: в статье приведены теоретические
аспекты управления государственными и муниципальными финансами, оценка
использования и пути повышения его качества.
Ключевые слова: сбалансированность бюджетов,
прозрачный и открытый бюджет, финансовый контроль.
Значимость государственных и муниципальных финансов
страны в качестве основы ее функционирования, а также при реализации целевых
программ очень велика. Эффективность их функционирования влияет на развитие
абсолютно всех отраслей хозяйственной жизни государства, на состояние денежного
обращения в стране, а также на стабильность системы социальной защиты и
социального обеспечения населения.
Для повышения эффективности и качества управления
государственными и муниципальными финансами необходимо решить следующие
проблемы.
Одной из главных проблем государственных и
муниципальных финансов является сбалансированность бюджетов бюджетной системы
РФ.. На сегодняшний день довести бюджеты всех уровней бюджетной
системы до совершенства видится труднодостижимой целью. Дефицит бюджета в 2016
году составил 2,36 трлн
рублей, или 3% ВВП. В прошлом году всего четыре региона завершили год с запланированным профицитом (Вологодская
область, Волгоградская область, Чукотский автономный, Краснодарский). С нулевым
дефицитом бюджеты восьми регионов: республики Дагестан и Карачаево-Черкесия,
Саратовская, Пензенская, Рязанская, Астраханская, Смоленская и Новгородская
области. А 74 региона допустили превышение расходов над доходами. Таким
образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно
редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь при
введении санкционирования бюджетных расходов, соблюдении установленных лимитов,
применении бюджетных резервов и механизмов сокращения и блокировки бюджетных
расходов.
Еще одной важной проблемой является достижение
оптимального расходования финансовых ресурсов государственных и муниципальных
финансов. Одним из вариантов решения данной проблемы является сокращение
межбюджетных трансфертов в Пенсионный фонд РФ с целью обеспечения долгосрочной
сбалансированности пенсионной системы. Среди других вариантов реформирования
пенсионной системы, - повышение пенсионного возраста и ужесточение условий
получения досрочных пенсий. Таким образом, планируется сократить размер
трансферта если не до нуля, то хотя бы до нескольких сотен миллиардов в
год.
Иным значительным резервом повышения эффективности
использования бюджетных средств, как определено в бюджетной политике на 2017г.
и на плановый период 2018 и 2019 гг., является оптимизация расходов на закупку
товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.
Формирование открытого и прозрачного бюджета – еще
одна проблема финансовых средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Одним из способов формирования открытых бюджетов является привлечение граждан и
увеличение их доли в бюджетном процессе. С начала 21 столетия многие страны
начали заинтересовываться в развитии данного направления. Значительную роль в
активизации этого процесса сыграло Международное бюджетное партнерство, которое
с 2006 г. рассчитывает и публикует индекс открытости бюджета стран мира. Так, в
2013 г. Президентом РФ была подписана Хартия открытых данных, которая является
основополагающим документом для формирования прозрачной системы бюджетных
данных.
Россия занимает очень даже неплохие позиции в
авторитетном рейтинге Международного бюджетного партнерства. Следует обратить
внимание, что в данном рейтинге оценивается деятельность центрального
правительства. В системе управления государственными и муниципальными финансами
России оно играет главную роль. Существенная доля принадлежит также
региональным и местным органам власти. Более того, в процессе привлечения
общественности к процессам управления государственными финансами региональные,
а особенно – местные власти, обладают значительно большими
возможностями, чем федеральное российское правительство. Достижения
стратегических целей страны, на которые нацелена бюджетная политика, введены в
такие правовые акты, как указы Президента РФ и Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и другие.
Процесс создания и принятия программных документов
– вот еще один из способов повышения эффективности и результативности
управления государственными и муниципальными финансами. Например, как Программа повышения эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года и Программа повышения эффективности бюджетных
расходов на период до 2018 года, утвержденные Президентом Российской Федерации.
Результатами программы на период до 2012 года являются введение новых
«бюджетных правил», проведение реформы, касающиеся государственных и
муниципальных учреждений. Утверждение концепции «Электронного бюджета» также
является положительным итогом этой программы.
Первостепенной важностью для финансового сектора РФ
обладает вопрос управления финансовыми средствами на региональном и местном
уровнях. Принцип самостоятельности субъектов РФ позволяет органам местного
самоуправления самостоятельно управлять средствами регионального бюджета. Чтобы
повысить эффективность и прозрачность расходов региональных и муниципальных
бюджетов необходимо применить механизм перечисления целевых поступлений и
трансфертов из федерального бюджета под фактическую потребность. Это позволит
практически полностью устранить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.
Для более эффективного использования
государственных и муниципальных финансов нужно осуществлять контроль, который
позволит дать качественную оценку экономической эффективности финансовых
операций, и направлен на повышение рационального и бережливого расходования
финансовых ресурсов. В период
финансового кризиса этот вопрос встает наиболее остро. Он приобретает высокий
общественный статус, так как контролеры доводят до сведения граждан достоверную
информацию о деятельности органов государственной власти по управлению
финансовыми ресурсами. Таким образом, финансовый контроль способствует
повышению эффективности всей системы государственного управления, прежде всего,
в сфере расходования бюджетных средств.
Таким
образом, чтобы добиться повышения качества использования государственных и
муниципальных финансов, следует проводить реформы, выделять приоритетные статьи
расходов, утверждать социально-экономические программы, принимать стратегии,
уменьшить долю государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального
бюджета и целевые поступления) для стимулирования собственных доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, обеспечить максимальную прозрачность бюджета,
осуществлять качественный контроль за расходованием финансовых ресурсов
государства, который будет препятствовать нарушению законов и
предотвращать появление деяний такого рода, а кроме того исключит вероятность
развития коррупции.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
- Основные направления бюджетной политики на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://special.minfin.ru/ru/document/?id_4=116363.
- Программа повышения эффективности бюджетных расходов. [Электронный ресурс]. URL:http://minfin.ru/PPEBR_190210.
- Иванина Е.А. Проблемы управления муниципальными финансами/ Е.А.
- Иванина // Менеджер. Вестник ДонГУУ, — 2016. — № 2. — С. 41-45.
- Весельева О. Н. Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 325-329.
Комментарии: