» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 2017

Автор: Юнусова Лилия Нурихановна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Механизмы развития инновационного потенциала региона

Статья просмотрена: 355 раз

УДК 338

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Яруллин Рауль Рафаэлович

доктор экономических наук, профессор

Юнусова Лилия Нурихановна

студентка Уфимского филиала

Уфимский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Уфа

 

Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие инновационного потенциала региона, приведены основные мероприятия по активизации инновационной деятельности субъектов РФ, а также механизмы развития инновационного потенциала региона.

Ключевые слова: инновационная система, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновация, кластер.

Государство, занятое проблемой инновационного развития, стремится построить качественно новую экономику, ориентированную на знания, которые позволят обеспечить экономический рост в стране за счёт увеличения выпуска наукоёмкой продукции, способной конкурировать как на внутреннем, так и мировом рынках. Главными элементами в осуществлении своих задач государство видит в субъектах РФ и муниципальных образованиях, которые обладают совокупностью экономических ресурсов и способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Именно поэтому в последнее время всё больше внимания уделяется инновационной деятельности региональных экономических систем.

Практика показывает, что толкование инновационного процесса в экономической системе должно обязательно быть сопряжено с выделением особой роли инновационного потенциала [4]. В литературе можно встретить сравнение данного понятия с понятием научный, интеллектуальный, творческий и научно-технический потенциал. Другими словами, инновационный потенциал характеризуется совокупностью внутренних возможностей необходимых для перспективного развития, введения новшеств и осуществления инноваций.

Инновационная политика, выступающая базисом для инновационной деятельности региона, должна быть направлена на увеличение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, и как следствие повышение валового реализованного продукта, а также улучшение социально-экономического положения граждан. Основной задачей инновационной политики является реальное превращение инновационного потенциала в фактор, благодаря которому экономика России перейдёт на инновационный путь развития.

Оценка инновационного потенциала региона выступает важным критерием его эффективного управления. Данные оценки осуществляются постоянно, но они не дают представления о тех факторах, которые влияют на инновационную деятельность, а только фиксируют имеющиеся инновации субъектов РФ. Сложность доставляет и то, что до сих пор нет единого мнения в подходах к методам оценки и анализа инновационного потенциала.

Данные последних лет показывают, что ресурсо-эксплуататорская тенденция в развитии экономики страны по-прежнему превалирует, и в связи с этим возникает уникальная инновационная ситуация: с одной стороны, страна обеспечена необходимой фундаментальной и технологической базой, квалифицированными научными и инженерными кадрами, достаточно развитыми научно-производственными возможностями, а с другой - крайне слабой направленностью данного элемента на выполнение конкретных инноваций, а также не достаточно продуманной инновационной политикой.

В нашей стране функционируют три основных субъекта инновационной деятельности: РАН, отраслевая наука и университеты. И все они работают в некотором разъединении друг от друга. Так, например, финансовые ресурсы сосредоточены в НИИ, исследовательское оборудование находится в РАН, а высококвалифицированные кадры, и особенно образованная мобильная молодежь - в вузах [2]. Образование учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК) является возможностью их объединения.

Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий предоставила отчет о распределении инновационных проектов по отдельным отраслям экономики за 2016 год. Так, большинство инвестиций традиционно пришлось на информационно-коммуникационные технологии (19%). Не сильно отстают сектора энергетики и энергосбережения (14.1%), биотехнологии с медициной (12.2%), а также транспорта и двигателестроения (10.0%). На долю авиации и космоса, а также индустрии наносистем и материалов пришлось по 8%.


Рис. 1­­­­­­­­. Распределение инновационных проектов по отдельным отраслям в Российской экономике по состоянию на 2016 г.

Важной задачей управления инновационной деятельностью является обеспечение перехода инновационного потенциала области в главный фактор, способствующий становлению производственно-социального комплекса на инновационный путь развития. Рост инновационного потенциала субъектов может быть достигнут благодаря осуществлению комплекса мероприятий:

- обеспечение эффективного использования ресурсной базы;

- развитие научно-технического потенциала;

- совершенствование инфраструктуры для поддержки инноваций и повышение качества организационного и управленческого потенциала;

- повышение уровня инновационной культуры в субъектах РФ.

 Наряду с вышеизложенным можно выделить и те мероприятия, которые позволят активизировать инновационную деятельность в регионе:

- необходимо создать базу данных организаций и компаний, среди которых будут представлены и те компании, которые являются наиболее перспективными, и те, которые не занимаются привлечением новшеств в свою деятельность, т.е. являются аутсайдерами. Данная база позволит наиболее полно проанализировать сложившуюся в компаниях ситуацию и выделить основные причины, выступающие препятствием в развитии инновационного потенциала организаций и компаний;

- важным шагом на пути эффективного управления инновационной деятельности будет выбор наиболее эффективных направлений работы региона, а также основных организаций, поскольку для субъекта сложно должным образом поддерживать все организации. Данная помощь должна проявляться в постоянном содействии органов государственной и муниципальной власти предприятиям со стороны научно-технического комплекса и организаций инфраструктуры по всем видам ресурсов;

- органы власти должны содействовать обновлению материально-технической базы организаций, которые стремятся заниматься перспективными направлениями. Например, государство может выдавать льготные кредиты или использовать целевое финансирование;

- нужно стимулировать развитие исследований и разработок, которые будут направлены на потребности отдельных регионов в виде кадровых ресурсов и финансирования.

 



Список литературы:

  1. Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России // Регионология. - 2012. -№2. - С. 21-23.
  2. Диденко З.Г. Органзационно-экономический механизм разработки региональной инвестиционной стратегии // Диденко З.Г., Погосов Д.К. // Экономика и предпринимательство. – 2014. - №4. – С. 15.
  3. Марченко Е.М., Разумова М.В. К вопросу об оценке инновационного потенциала // Экономика региона. - 2013. - №18. - С. 16.
  4. Мовчан Р.А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона // Экономика региона. - 2016. - №5. – С. 5-7.
  5. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nair-it.ru.– (Дата обращения: 15.06.17).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: