» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Друзякина Альбина Дмитриевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России

Статья просмотрена: 152 раз
Дата публикации: 12.01.2019

УДК 338

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Друзякина Альбина Дмитриевна

студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. На основе анализа изменений в законодательстве о некоммерческих организациях выявлены основные проблемы  их деятельности и предложены пути совершенствования законодательства в этой области.

Ключевые слова: некоммерческие организации, источники, финансы, законодательство.

 

Гражданское общество является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в статье 1 провозглашает Россию демократическим правовым статусом. При разработке этого положения статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает единственный источник власти - многонациональный народ, который осуществляет свою власть напрямую (через референдумы и свободные выборы), а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Наряду со статьей 13 Конституции Российской Федерации устанавливает основу для функционирования основных институтов гражданского общества, демократических принципов создания и функционирования политической системы: идеологического разнообразия, отказа от одной идеологии и запрета на простое существование государственной и (или) обязательной идеологии. Независимость гражданского общества от институтов государственной власти основываются на принципах народного суверенитета, многообразия собственности, свободы экономической деятельности, идеологического разнообразия, политического плюрализма и многопартийности.

Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение целей граждан и их объединений, защиту законных интересов и ограничение вмешательства государства в проявления активной позиции гражданского общества. Одним из важных элементов проявления позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных организаций.

На основе принципа идеологического разнообразия (статья 13 Конституции Российской Федерации) общественные объединения имеют возможность участвовать в политической жизни страны. Это способствует более полному осуществлению демократии в стране, участию в политической деятельности новых групп населения, формированию правовой политической оппозиции, многопартийности. Обеспечить, реализацию принципа политического плюрализма, чтобы не навредила обществу, в части 5 ст.13 Конституции Российской Федерации установлены ограничения на те общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных групп,  подстрекающих  к социальной, расовой, национальной и религиозной войне. Политический плюрализм, представляющий собой свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе лично или с помощью независимых ассоциаций и движений. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) некоммерческие организации (далее — НКО) создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. В число НКО входят общественные и религиозные организации (объединения) [2].«Третий сектор»- это коллективная концепция, объединяющая все типы и формы некоммерческих (общественных) организаций, в том числе действующих без государственной регистрации. Сегодня «третий сектор» принял и активно развивает направление электронного взаимодействия граждан между собой, с НПО, органами государственной власти [1] и участием в прямой реализации прав граждан.

Главной особенностью правового статуса НКО является право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах [3]. В России на данный момент происходит сокращение третьего сектора при том, что государство обеспечивает поддержкой финансирования. По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2013 году было 10495 зарегистрированных общественных объединений, из них 53026 общественных организаций, в 2016 году — всего 100405 общественных объединений, из них 55886 общественных организаций [2].Причины сокращения числа общественных объединений является принятие поправок к Закону о НПО: Министерство юстиции Российской Федерации может по своему усмотрению вносить в реестр иностранных агентов любые общественные ассоциация, занимающаяся «политической деятельностью» или финансируемая из-за рубежа. Важно отметить, что четкой формулировки «политической деятельности» Закон о НКО не содержал, что создавало проблемы в понимании и толковании термина представителями общественных организаций и Министерства Юстиции РФ. Президент РФ также подчеркнул, что формулировка «политическая деятельность» должна быть единообразной[1]. По состоянию на 03.02.2016 г. НКО в статусе иностранного агента 116 общественных организаций, из них 21 НКО прекратили свою деятельность, в связи с их ликвидацией. Руководство некоторых НКО, например, межрегиональная организация «Комитет против пыток», приняла решение о ликвидации только из-за несогласия формулировки «иностранный агент», которая воспринимается в обществе как шпионаж. К 2016 году ситуация изменилась: 22 января на сайте Министерства Юстиции РФ и сайте Гражданских инициатив был опубликован законопроект, в котором была дана точная формулировка «политической деятельности». Но на этапе обсуждения изменений в федеральном законе о НПО веб-сайт Всероссийского гражданского форума (UCF) опубликовал обращение к государственным органам с просьбой не допускать изменений (а именно, расшифровки термина «политическая деятельность»,).«Поскольку инновации» ставят какую-либо общественную деятельность»Просмотреть исходный перевод. Однако в июне 2016 года поправки вступили в силу. Таким образом, благодаря Комитету по гражданским инициативам и Министерству юстиции Российской Федерации были внесены изменения, которые устранили непонимание понятия «политическая деятельность» между государственными органами и общественными организациями. Статус иностранного агента налагает определенные обязательства на НКО на предоставление документов, в том числе финансовых, в уполномоченные органы (пункт 3 статьи 32 Закона о НПО).[1]

 Большие суммы штрафов вынуждают руководство некоторых общественных организаций сокращать штат, а это сказывается на уровне безработицы, и еще одной главной проблемой является контроль государственных структур над НКО в сфере их деятельности и расходования финансовых средств. В целях  решения данной проблемы необходимо привлечь помощь общественных контролеров, т. е. подключение процедуры общественного контроля. Это способствует сокращению расходования бюджетных средств, чем предотвращает возникновение кризиса, а также позволит гражданам РФ ближе познакомиться с общественными организациями и их деятельностью. Ведь по итогам социологических опросов большая часть населения РФ не знакома с третьим сектором. Стоит отметить, что общественные контролеры не имеют плана проверок НКО в отличие государственных органов. Это позволит обеспечить наиболее полный и детальный контроль над деятельностью и финансированием НКО. Таким образом, можно сделать вывод, что  закон о НКО ставит общественные организации в трудное положение, что вызывает бурное обсуждение, как в России, так и за рубежом [1].



Список литературы:

  1. Воробьева Е.И «Общественные организации в структуре гражданского общества» В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 124–126.
  2. Воробьева Е. И. Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 577-580. — URL https://moluch.ru/archive/125/34871/ (дата обращения: 24.11.2018).
  3. Громыко С. В., Курячая М.М Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 124–131


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: