» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Рудкая Юлия Владимировна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Групповые формы работы в формировании навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков
Дата публикации: 11.01.2019
УДК 372.881.111.22
ГРУППОВЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Заседателева Марина Геннадевна
кандидат филологических наук, доцент
Рудкая Юлия Владимировна
студент
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация.
В
данной статье рассматриваются групповые формы работы в формировании навыков
автономного обучения у студентов факультета иностранных языков. Приведены
примеры упражнений повышающие навыки автономного
обучения у студентов. Рассмотрены правила организации групповой работы в
формировании навыков автономного обучения.
Ключевые
слова: автономное обучение, групповые формы работы, компетентностная парадигма.
Исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения приводит к
необходимости изменения учебно- методического содержания подготовки студентов. Необходим
поиск новых форм организации учебного процесса, в которых делается акцент на
усиление роли автономного обучения студента.
Современное общество требует от
системы высшего образования переход на компетентностную
парадигму образования. Задача данной компетентностной
парадигмы- это формирование специалиста, способного к самостоятельному
решению проблем профессиональной деятельности. Выпускник
высшей школы должен быть готов к регулярной автономной профессиональной и
образовательной деятельности, освоению новых технологий, новых систем знаний, к
самостоятельному проектированию и внедрению новшеств. Неотъемлемые
качества современного профессионала- способность к самообразованию, к постановке собственных
образовательных целей и задач, к выработке собственных образовательных
привычек, к самооценке своего образовательного результата, к наращиванию своего
образовательного капитала.
Для организации автономного обучения у студентов факультета
иностранных языков в образовательный процесс вводятся различные формы
автономного обучения. По виду осуществляемой деятельности деятельности автономное обучение делят на
воспроизводящую и творческую, а по месту организации на аудиторную и
внеаудиторную работу [2].
Существуют следующие формы
автономного обучения: индивидуальная, парная и групповая. Групповая форма
автономного обучения учит студента работать в коллективе, что способствует его
социализации и во время обучения и после завершения учебы [3].
Поэтому в данной статье мы рассмотрим групповые формы
автономного обучения у студентов факультета иностранных языков. В процессе групповой работы происходит самообучение
и взаимообучение студентов. Автономное обучение
осуществляется во время автономного изучения студентами темы. Взаимообучение происходит в ходе обмена освоенной информацией.
Каждый член группы обязан проработать свое задание, обучить своего партнера и
сделать выводы согласно поставленной цели. При организации групповой работы
должно быть соблюдены определенные правила:
1) задание к работе дает преподаватель;
2) преподаватель задает временные рамки;
3) формулировка к заданиям однозначная;
4) создается возможность соревнования между
группами;
5) студенты сами распределяют функции между
членами группы;
К данной форме автономного
обучения можно отнести следующие виды упражнений.
"Мозговой штурм"- это
коммуникативное упражнений, в течении которого
студенты разрабатывают семантические поле на определенную тему. В основе этого
упражнения лежат приемы семантических ассоциаций. Данный вид
деятельности дает возможность обучаемым с разным уровнем знаний вносить свой
вклад в разработку идеи, совместной работой увеличивать общее информационное
поле, активизировать словарный запас.
Семантическое поле, в данном упражнении, представляется в графически
упорядоченном и логически связанном виде основные понятия обсуждаемой теме. В
центр смыслового комплекса помещается главное определение-
ключевое слово, по ассоциации с которым записываются возникающие идеи. Данные
идеи способствуют запоминанию слов и выражений, установлению
причинно-следственных связей, что может служить планом для построения
самостоятельных устных высказываний и создания
письменных тем.
Следующее упражнения групповой
формы автономного обучения- это составление рассказа с
заданной лексикой. Студентам дается карточка с несколькими высказываниями по
изучаемой теме и предлагается составить небольшой рассказ, максимально
используя лексический материал. Затем группа студентов представляют
получившийся рассказ перед аудиторией.
Еще одна групповая форма организации автономного обучения —
проведение дебатов [4]. Дебаты — игровая технология, имеющая свои правила.
Данная игровая технология позволяет развивать коммуникативные навыки студентов,
умение грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и
логических рассуждений. Дебаты развивают у студентов критическое мышление,
включая умение сопоставлять и сравнивать, самостоятельно находить и
анализировать информацию из различных источников. На этапе подготовки студентам
нужно собирать и анализировать информацию, критически мыслить, делать
самостоятельные выводы. Дебаты развивают коммуникативные навыки.
Решение проблемных задач в групповом режиме – одно из средств
активизации аудиторной автономной учебной деятельности.
Проблемная ситуация – это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых
для возникновения проблемы и стимулирующих студентов решать проблемные задачи.
Проблемная ситуация включает в себя следующие компоненты: проблему (речемыслительная
или проблемная задача), процесс решения, субъект, осуществляющий этот процесс
(обучаемый), потребность и возможность учащегося решить проблемную задачу [5]. Проблемная
задача характеризуется наличием преграды, т.е. интеллектуального затруднения на
пути к цели. Цель этого задания заключается в решении проблемной задачи или
нахождении выхода из психологической проблемной ситуации, необходимостью выбора
одного или нескольких вариантов решения проблемной задачи. Данное
упражнения способствуют повышению мотивации, требуют умственного напряжения и
стимулируют речевую активность и самостоятельность обучаемых в ходе обсуждения
проблем. Большую роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминание
языкового материала (лексических средств и грамматических структур), а также
тренировка навыков и развитие умений автономной деятельности в группе [1, с. 13].
Дискуссия выполняется
в групповом режиме на занятии. Дискуссия включает в себя элементы монологической
речи, т.е. более или менее развёрнутые высказывания отдельных участников. Тема дискурссии должна быть сформулирована так, чтобы
представляет интерес для студентов. Тогда участники дискуссии проявляют высокую
степень активности и самостоятельности, определяя проблематику, содержание и
ход обсуждения. Для эффективного ведения дискуссии большое значение придаётся
умениям внимательно слушать и понимать собеседника, вступать в дискуссию,
задавать вопросы, переходить к новому аспекту обсуждаемой темы, оценивать
реплики собеседников. Также важны навыки логического мышления и умения делать
умозаключения, сравнивать точки зрения, проводить аналогии, выделять
приоритеты, выявлять причинно-следственные связи.
Регулярная автономная работа над заданием такого рода дает
студенту более глубокие и прочные знания, учит применять полученные знания на
практике.
Заключительным
этапом в формировании навыков учебной автономии студента является развитие креативных умений, необходимых будущему специалисту:
– осуществлять
самостоятельный поиск информации;
– отбирать
материал для написания работ;
– делать
реферативные переводы;
– составлять
тексты выступления для студенческих научных
конференциях и круглых столах.
Эффективная организация автономного обучения
по иностранному языку рассматривается в настоящее время как одна из наиболее
актуальных задач обучения в вузе. Выполнение различных видов упражнений для
формирования навыков автономного обучения способствует более эффективному овладению
материалом, росту мотивации учения, стимулирует познавательные и
профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу. Способность
студентов к осуществлению автономной деятельности подразумевает сформированность самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, организованность,
целенаправленность личности, независимость в принятии решений, критичность и
гибкость в действиях, в значительной степени определяет качество их
профессиональной подготовки.
Список литературы:
- Ковалевская Е.В. Проблемный обучение: подход, метод, тип, система. М., 2000. 247 с. 13.
- Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка. М: Просвещение, 1975. С. 10–16.
- Лужник Л.А. Организация автономной работы студентов по ИЯ в цикле аудиторных-внеаудиторных занятий в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 20 с.
- Маргарян Т. Д., Алявдина Н.Г. New trends in ESP Teaching. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур». Москва, РУДН,013,с. 129–131.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. М.: Еврошкола, 2000. 178 с. 25. Haines S. Project for FLT Classroom. Nelson, 1989.
Комментарии: