» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Мирзоева Эльвира Расимовна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Легизм как одно из направлений философии права

Статья просмотрена: 13 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 34.01

ЛЕГИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Мирзоева Эльвира Расимовна

магистрант

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орёл

 

Аннотация. В статье рассматривается легистская концепция правопонимания на примере одного из известных римских выражений, а также анализируется содержание данного направления философии права. На основе изучения законодательства и правовой литературы сделан вывод о том, что легизм является весьма многогранной концепцией, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Ключевые слова: направление философии, легизм, концепция правопонимания, закон, право.

 

Pereat mundus et fiat justicia - пусть погибнет мир, но свершится правосудие. Данная цитата употребляется как иронический комментарий к ситуации, когда буква закона заслоняет существо дела, а формальное правосудие (соответствующее даже античеловеческому законодательству) рушит судьбу отдельного человека [5].

Существует ошибочное мнение о том, что это выражение принадлежит римским юристам. Однако на самом деле данная цитата относится к периоду позднего средневековья и является девизом императора Священной Римской империи германской нации Фердинанда I (1556-1564).

На первый взгляд, может показаться, что гибель мира и правосудие - это абсолютно разные, взаимоисключающие понятия, которые невозможно соотносить в силу того, что правосудие нацелено на обеспечение законного, справедливого, обоснованного разбирательства по всем делам, отнесённым к компетенции судов. Более того, термин «правосудие» происходит от слова «право», которое призвано защищать мир от произвола и беспредела. Но давайте более детально разберёмся в сути рассматриваемого выражения и попробуем найти в нём смысл.

С точки зрения легистской концепции правопонимания эта максима абсолютно верна, и в полной мере отражает её суть.

Под легизмом мы понимаем такое направление философии права, в котором право, по мысли его создателей, полностью совпадает с законом. Не существует права помимо закона. При этом закон понимается как властное веление, то есть правило поведения, установленное законодателем с помощью государства.

Так, если принять точку зрения философии легизма, относительно того, что «пусть погибнет мир, но свершится правосудие», мы должны будем признать правовой ситуацию, когда буква закона заслоняет существо дела и, следовательно, считать правом даже самые жестокие, антигуманные, бесчеловечные законы.

Например, «Закон о гражданине Рейха», согласно статье второй которого, гражданином Рейха может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев и цыган [4]. Более того, в дальнейшем фашисты вели массовое истребление людей этих национальностей.

Также, если руководствоваться легистской концепцией правопонимания, то мы должны будем признать правом «Закон об охране германской крови и германской чести», который запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови». Нарушение этого акта влекло уголовное преследование [4].

В СССР эпохи сталинизма был принят «Закон о трёх колосках» (Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 07.08.1932 «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»), который предусматривал санкцию в виде расстрела с конфискацией имущества за хищение колхозного и кооперативного имущества, а также за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте [3].

Список жестоких и явно бесчеловечных законов, которые должны быть признаны правом с точки зрения легизма, можно продолжать очень долго. Безусловно, их нельзя вписать в рамки какой-либо максимы, а уж тем более оправдать, ведь подобные нормативные правовые акты полностью противоречат этике юриста.

Но, не стоит забывать, что вышеописанные примеры являются очень ярким, крайним проявлением легизма. Тем не менее, правовой закон в легизме не исключён. В современном мире право, воплощённое в закон, не является столь ужасающим, более того, основная часть законов нацелена на защиту права и справедливости.

Безусловно, нельзя принять идеальный нормативный правовой акт, который удовлетворял бы интересы каждого, всегда найдутся те, кому не нравится закон и чьи права он ущемляет, но в целом на сегодняшний день таких крайностей, которые мы рассмотрели в описанных выше примерах, связанных с высочайшей жестокостью и антигуманностью нет. Поэтому мы можем признать, что понимание права как закона, помимо критики заслуживает и положительной оценки.

Так как мы изучаем российское право необходимо отметить, что в нашем законодательстве существует механизм обращения в Конституционный Суд для рассмотрения обнаружившейся неопределённости в вопросе о том, соответствует ли закон или иной нормативный акт Конституции (статья 36) [2], провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью [1].

Как мы видим, если рассматривать этот механизм в рамках легистского правопонимания, где право есть закон, то существует возможность, позволяющая субъекту защитить себя от неправового закона, что в значительной мере нивелирует минусы легизма.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, несмотря на все свои недостатки, такое направление философии права как легизм существует достаточно давно и имеет как сторонников, так и противников. Это весьма многогранная концепция, которой нельзя дать однозначную оценку, каждый способен для себя определить, насколько это направление философии права согласовывается или, наоборот, идёт вразрез с его пониманием права.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 №7 – ФКЗ, от 05.02.2014 №2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445; 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. - 23 июля 1994 г. - № 138 - 139; СЗ РФ. - 1994 г. № 13 ст. 1447; 2018 - №31 - Ст.4811.
  3. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 07 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 8 августа 1932 г.- № 218; СЗ СССР. - 1932 г. № 62 ст. 360.
  4. Нюрнбергские расовые законы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нюрнбергские_расовые_законы.
  5. Словарь крылатых слов и выражений [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2313/Пусть.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: