» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Козорез Александра Андреевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования мотивации при изучении иностранного языка в высшей школе

Статья просмотрена: 210 раз
Дата публикации: 12.01.2019

УДК 37.012.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГОЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Козорез Александра Андреевна

магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация.  В данной статье рассматриваются особенности мотивации в обучения иностранному языку. В процессе анализа авторы приходят к выводу о том, что особенности  мотивации открывают новые возможности изучения и применения на практике изученных приемов, для того чтобы сформировать устойчивую положительную мотивацию.

Ключевые слова: особенности формирования мотивации, студент, способы и приемы формирования мотивации.

 

Особенности формирования мотивации при изучении иностранного языка нашли свое отражение в работах различных ученых. Как пишет Н.М. Симонова, которая рассмотрела структуру формирования мотивации при изучении иностранного языка в ВУЗе [1], она предложила способы ее увеличения, в основе которых лежит вовлечение студентов в коллективную учебно-познавательную деятельность.  Е.В. Шантарин придерживается такого мнения, что большую роль в формировании мотивации при изучении иностранного языка играет проведение дискуссий в ВУЗе [2].

Кроме того существуют некоторые работы, которые посвящены формированию мотивации при изучении иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. По мнению Э.А. Непомнящей, которая исследовала структуру формирования мотивации учебной деятельности у студентов неязыкового ВУЗа, проследила динамику изменения мотивации и разработала специальную методику обучения просмотровому чтению, в основе, которой лежало моделирование будущей профессии студентов и использование чтения как средство получения профессиональной информации [3].

Учеными была рассмотрена проблема обучения говорению на основе профессионального текста и общения. Для того чтобы активизировать познавательную деятельность у студентов, ученые предложили

-           модель учебно-ролевых игр,

-           проблемно-коммуникативный подход

Вопросы формирования мотивации у студентов неязыковых ВУЗов представлены в работах: З.М. Хизраевой, Н.А. Емельяновой и А.Н. Букиной. Следует также отметить работу Н.П. Дрик, которая исследовала психологические основы деятельности преподавателя иностранного языка по интенсификации учебного процесса [4].

Перечисленные работы, которые исследуют особенности формирования мотивации при изучении иностранного языка, не решают проблему низкой мотивации. Мы должны обратиться к истокам данной проблемы, которые находят свое проявление в школьные годы. Имеется ряд исследований, которые показывают, что снижение интереса к иностранному языку начинается в школе. Исследование, проведенное М.Е. Кузовлевой среди обучающихся 4-10 классов, в котором приняло участие 4318 человек, показало снижение интереса к иностранному языку [5].

В ходе нашего исследования мы также заметили тенденцию падения интереса к иностранному языку, которая берет свое начало в школе и продолжается в ВУЗе. Главной причиной этого явления можно обозначить снижение мотивации обучения в целом, так и мотивации изучения иностранного языка. По вопросу формирования мотивации существует несколько точек зрения, она может быть изучена только через проявления и эффекты, через анализ наблюдаемых сопутствующих процессов .

После анализа изученной нами литературы мы можем выделить 2 группы снижения мотивации. Первая группа – причины, которые зависят от преподавателя, вторая группа – причины, которые зависят от студентов. Причины, которые зависят от преподавателя, а именно неверный выбор учебного материала, который вызывает перегрузку у студента, кроме того низкий уровень осведомленности преподавателя современными методами обучения, неумение преподавателя выстраивать отношение со студентами и организацию их взаимоотношений друг с другом [6].

Вторая группа причин снижения мотивации, которая зависит от студентов это: низкий уровень сформированности знаний, незнание мотивов учебной деятельности и приемов самостоятельного поиска знаний.

По мнению ученых, большую роль в преподавании учебного предмета играют методы обучения, интерес к предмету, а также состояние учебных пособий.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что комплекс этих причин имеет влияние на сформированность мотивов учебной деятельности, которые касаются иностранного языка. Вследствие этого, мы можем утверждать, что каждый студент имеет свой собственный уровень сформированности мотивации. По мнению А.К. Марковой, которая в своей теории выделяет 6 уровней формирования мотивации при изучении иностранного языка. В каждом уровне она выделяет 4 блока: мотивационный, целевой, познавательный и эмоциональный. Для нас представляют наибольший интерес мотивационный и познавательный блоки, который представлены в теории А.К. Марковой. По типу отношения к учению она выделяет следующие уровни:

  • отрицательное отношение – отсутствие интереса к процессу и содержанию учения, неадекватный контроль и самооценка учебной деятельности.
  • нейтральное (пассивное) отношение – пассивность в новых ситуациях и условиях, несформированные мотивы к внешним результатам.
  • положительное ( ситуативное) отношение – глубокий познавательный интерес к преподавателю, усвоение новых знаний, выполнение поставленных задач.
  • положительное (познавательное, осознанное) отношение – самостоятельная постановка целей и мотивов, способность применять новые знания в знакомых ситуациях, самоконтроль, самооценка.
  • положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение – сотрудничество с другими студентами в ходе учебно – познавательной деятельности, появление мотива ответственности и причастности к результатам совместной учебной деятельности, стремление использовать полученные знания на практике, готовность к групповой работе [7].

Резюмируя все вышеперечисленное, мы можем утверждать, что целью любого преподавателя является стремление добиться (личностного, ответственного, действенного) отношения



Список литературы:

  1. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск: Изд- во Удм. ун-та, 1994. - 81 с.
  2. Хизроева З.М. Устойчивость учебной мотивации в процессе обуче¬ния иностранному языку (На материале письма как вида речевой деятельности): Автореф. дис. ...канд. психол. наук. — М.:
  3. Маттерс-Гаспарян Эдер. За грань текста. На пути от прежнего догма-тизма к грядущей динамике и гибкости: Справ. - метод, пособие на англ. языке.
  4. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство форми-рования ключевых компетентностей / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: Электронное научно техническое издание. – №4. – 2011
  5. Колкер Л.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку / Колкер Л.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. — М.: Академия, 2001. — С. 256.
  6. Krai Th. Creative Classroom 1989-1993. - Washington: US Information Agency, 1995. — 165 p.
  7. Макар Л.В. Обучение профессиональному общению на английском языке студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: РГУ им. А.И. Герцена, 2000. - 257 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: